Хочу написать о двух героинях из книг, прочитанных мною в юности.
Одна - из исторического романа «Монах. Время драконов; Монах. Последний зиндзя» Роберта Ши (двухтомник).
Другая - из небольшой «Повесть о Вига-Льоте и Вигдис» Сигрид Унсет.
Героиня первой книги (Танико) меня восхитила, а героиня второй (Вигдис) - ввела в оторопь.
У первой книги
канва - Повесть о доме Тайра, показанная с точки зрения монаха Бэнкэя (в дилогии он носит имя Дзебу, из таинственного монашеского ордена «зиндзя») и некоей Шимы Танико, девушки из знатного рода. Плюс эта история совмещена с нашествием монголов, когда их два раза разметал тайфун.
Прослеживается путь Танико, от взбалмошной девочки из богатого дома - до расчётливой, мудрой, величественной Ама-Сёгун, повелительницы всея Островов.
Танико показана такой, какой хочет видеть мужчина свою спутницу жизни. Самоотверженная, верная, порывистая, горячая, сексуальная, добрая, немного капризная, но и при этом уверенная в своих силах, и могущая коня на скаку. С огромным самообладанием и выдержкой.
Она старается приспособиться к каждому мужчине, с которым её сводят обстоятельства и судьба, находит в каждом что-то хорошее, привлекательное. То, за что можно конкретного мужчину уважать. Но и за себя может постоять, если её сильно обидеть: так, она ударила своего мужа-тирана туфлей по лицу, осознанно готовая к самым ужасным последствиям для себя. Может извлечь пользу даже из казалось бы неприятных обстоятельств, или переломить их.
Например, когда она отдаётся влюблённому в неё сёгуну, с условием выхлопотать спасение жизни своему сыну. У сёгуна ничего не выходит с первого раза, он грубо ругает её, и Танико, уже готовая гневно ответить, понимает, что на кону стоит не только её жизнь.
И мягко, покорно, осторожно, снова соблазняет и удовлетворяет его.
И такова её вся жизнь, в постоянных компромиссах, подстраиваниях, лавировании.
Меня поразила её стойкость, и я сама захотела стать такой же, воспитать в себе подобные черты.
А от главной героини второй книги - меня просто
трясло, она меня раздражала неимоверно.
Суть такова: Вига-Льот и Вигдис - влюблены, но отец не хочет видеть Льота зятем. К тому же на пороге появляется более зажиточный соперник. Льот от ревности распускает слухи о девушке, что она якобы уже отдалась этому сопернику, потом у них происходит свидание, где они ссорятся, Вигдис даёт ему от ворот поворот. Тогда Льот насилует Вигдис, и она начинает его ненавидеть, пронося эту ненависть через всю свою жизнь.
У них уже свои семьи, но Вига-Льот не забывает первую любовь. В конце концов Вигдис и вынуждает их с Льотом сына - убить своего отца. Причём, и сына-то она сначала бросила в лесу, потом, когда его нашли крестьяне, всё-таки вырастила.
Сын приносит ей голову и уезжает. Вигдис остаётся одна, со своей глупой, пустой, никчемушной, никому не нужной жизнью.
Вигдис - это то, какой женщина хочет видеть себя по отношению к мужчине. Никакой объективизации, что вы, сексом она с Льотом занималась один-единственный раз, а дальше - он бегает вокруг с видом побитой собачонки, а она - остаётся холодна.
Сильная независимая женщина, которой не нужны мужчины для счастья. Да и счастья у неё нет, одна обида и ненависть.
В принципе, обе женщины - игрушки в руках своих отцов, мужей, даже иногда детей.
Но, если у Танико остаётся хотя бы капля сочувствия к бывшему мужу, утопившему её новорожденную дочь от Дзебу (основано на реальной истории), то у Вигдис душа опустошена, она живёт одной идеей, одной своей обидой, и даже ни капельки не хочет понять мужчину, который её полюбил, ни сына, которого она обрекает на страшный выбор. Она живёт исключительно собой, а другие не интересуют её.