Роберт Харрис (обзор)

Oct 09, 2022 19:07

Недавно наш основной рецензент, majstavitskaja, попросила меня написать о последней книге Роберта Харриса. Я чувствую себя в долгу перед Майей - с тех, пор, как она появилась в сообществе, я прочитал, считай, дюжину интересных книг по ее наводке. Ну т.е., кто их считал, но, скажем так, больше, чем по наводке всех остальных участников, вместе взятых.

Какое-то время я это обдумывал, и решил сделать обзор творчества Харриса в целом, тем более, что я почти все у него читал.

Харрис - писатель неординарный. Во-первых, у него реально хороший язык, а это для меня очень важно. Во-вторых, он невероятно универсален - среди нижеперечисленных книг есть и альтернативка, и постап, и древняя история, и современность, и приключенческая проза. В-третьих, и это самое важное - у него нет развесистой клюквы. От слова вообще. Если он о чем-то пишет, это значит, он это изучил до мельчайших деталей. Например, очень популярный писатель (историк и детективщик) Кен Фоллвт пишет очень увлекательно. Про средневековую Англию, о которой я ничего не знаю. Но когда он пишет о современной России, или Германии, или Америке, о которых я знаю гораздо больше его, я постоянно ловлю его на нелепостях. Вплоть до “Nina went out of her way to be pleasant to his mother, politely calling her Anya Grigorivitch”. Так вот, у Харриса Ань Григорьевичей не может быть по определению.

Итак, давайте посмотрим его послужной список:
1) 1992 Fatherland (Фатерлянд): 1964 год. Во 2-й мировой победила Германия. История Холокоста тщательно скрывается. В Америке популярна идея “разрядки” с Германией. Предполагается, что во время визита Президента по поводу 75-летия Гитлера будет достигнут значительный прогресс в «потеплении» холодной войны между США и Рейхом. Американская журналистка и немецкий детектив должны восстановить историческую правду и документировано доказать ее миру и Президенту.
2) 1995 Enigma (Энигма): 1943 год. Очень опосредованная и литературно полностью переработанная история расшифровки немецкого кода Энигма. Все главные персонажи вымышлены.
3) 1998 Archangel (Архангельск; безграмотно переведена на русский как Архангел): 1990-е годы. Английский учёный находит в России дневник Сталина и выясняет, что у него есть незаконный сын, на которого имеют виды определенные политические силы.
4) 2003 Pompeii (Помпеи): 72 год до н.э. Акварий (специалист по акведукам) рассказывает о том, как обнаружил при ремонте акведука признаки пробуждения Везувия, и о том как пережил извержение.
5) 2006, 2009, 2015 Трилогия о Цицероне. (Imperium, Lustrum, Dictator - Империй, Очищение, Диктатор): 80 - 43 до н.э. Беллетризированная биография Цицерона, рассказанная от имени его раба Тирона.
6) 2007 The Ghost (Литературный негр; безграмотно переведена как Призрак): Журналист соглашается написать мемуары для отставного британского премьера. Поскольку в ходе работы нанятый автор нечаянно проникает в политические секреты, его жизнь оказывается в опасности.
7) 2011 The Fear Index (Индекс страха): Наше время. Президент хедж-фонда подвергается нападению неизвестного. В тот же день он проводит презентацию своего фонда. Однако его гордость, система VIXAL-4, обрабатывающая данные с рынков, внезапно выходит из-под контроля.
8) 2013 An Officer and a Spy (Офицер и шпион). 1895-1906. История дела Дрейфуса, рассказанная через дневник полковника Пикара, контрразведчика, который раскрыл Эстергази как немецкого шпиона. Дневник вымышленный, но все персонажи и события исторически абсолютно точны.
9) 2016 Conclave (Конклав): примерно наше время. Умирает Папа Римский. Кардиналы собираются для избрания нового Папы. Однако выясняется, что у каждого из главных претендентов есть “скелет в шкафу”. В конце концов идеальным кандидатом оказывается малоизвестный провинциальный кардинал. Его “скелет” становиться известным читателю только в самом конце, а коллегам - никогда.
10) 2017 Munich (Мюнхен): 1938. А триллер, довольно близко основанных на реальном Мюнхенском сговоре.
11) 2019 The Second Sleep (Второй сон) 1468 год (казалось бы). [Spoiler (click to open)]Второе средневековье, наступившее через много сотен лет после конца нынешней цивилизации.
12) 2020 V2 (Фау-2). 1944 г. триллер, связанный с бомбардировками, на фоне уже начавшегося процесс поражения, немецкими ракетами Лондона.
13) 2022 Act of Oblivion (Закон о забвении). 1660-1680. Два близких соратника Кромвеля, приговоренные к смерти, пытаются найти спасение среди единомышленников в колониях новой Англии. Практически полностью следует истории двух реальных лиц, полковников Уолли и Гоффа.
Я лично не читал (2), (6) и (7).

Итак, (1) это чистая АИ, (2) и (3) - вымышленные истории, основанные на реальных историях, (4), (10), (12) - личные истории вымышленных лиц, наложенные на реальные события, (5), (8) и (13) - чисто историческая проза с минимальной беллетризацией. Все или практически все события и главные персонажи реальны. (11) - [Spoiler (click to open)]постап. Наконец, (6), (7) и (9) - просто литература, обычная новеллистика.

Теперь разбор некоторых отдельных произведений. Лучшими (даже блестящими) я считаю книги о Цицероне и Дрейфусе. В обоих случаях (включая модус “Майя”) мы знаем отрывочные базисные сведения, застрявшие в памяти («Доколе, Катилина», «Я обвиняю»). Особенностью Харриса является создаваемый им эффект присутствия, впервые проявившийся в Помпеях. Закрывая книгу, не просто встаешь более образованным, но как будто возвращаешься из путешествия в Рим первого века до н. э., или в Париж конца 19-го. Не просто зная что-то (много что) о Цицероне, Каталине, Цезаре, Клемансо, Золя, но расставшись с ними как с близкими знакомыми. Например, я знал о дрейфусарах и антидейфусарах, о статьях Клемансо и Золя, и даже что-то слышал о полковнике Пикаре. Я не знал, что голосистые журналисты просто гнали волну, но реальным локомотивом, разметавшим сговор французского истеблишмента, был именно Пикар - старый служака, лично знавший и не любивший Дрейфуса, да и евреев вообще. Но при этом усвоивший простую истину: честь французского офицера требует добиваться правды, пусть с опасностью для карьеры и даже жизни. Независимо от того, какая это правда.

В следующем эшелоне я держу бесконечно разные Фатерлянд и Конклав. Первый - за поднятие классической темы «Гитлер побеждает союзников» на новую высоту. Наряду с диковским Человеком в высоком замке, Фатерлянд обычно включают в число двух лучших романов жанра. От (тоже любимого мной) Дика его отличает типичная харрисовская убедительность и точность описания характеров, и большее правдоподобие.
Конклав я не могу обсуждать без спойлеров. Проникновение в столь далекий от нас мир, однако, бесценно само по себе, независимо от неожиданно и необычно заканчивающейся интриги.

Помпеи и Закон о забвении я ставлю в близкий третий ряд. Помпеи - за тот самый эффект присутствия и романтичность. Закон - за проникновение в быт, а главное в менталитет пуританской новой Англии, которая сыграла коренную роль в становлении моей страны.

Прочие прочитанные мной вещи неплохи - плохо Харрис не пишет никогда, - но представляют, на мой личный вкус, менее интересные презентации истории (Мюнхен, Фау-2), несколько надуманную интригу (Архангельск) (но без всяких клюкв и исторических ошибок), и не совсем оправданную затянутость (Второй сон), который я тоже не могу реально обсуждать без спойлеров.

английская, альтернатива, историческая

Previous post Next post
Up