1. Ф. Катасонов «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку». Катасонов и Комаровский - самые популярные нынче педиатры. Они, разумеется, знают друг о друге, и в предисловии к этой книге Катасонов говорит, что не собирается писать подробно о каждой детской болезни, чтобы не повторять уже изданный Комаровским справочник (и чтобы не провоцировать самолечение в случаях, когда нужна консультация настоящего врача). Цель Катасонова - дать родителям стратегию: как отличить тревожные симптомы от рядовых, как понять, когда нужно вызывать скорую, а когда просто влить в малявку нурофен и водичку. Он хорошо рассказывает про прививки и про антибиотики и объясняет, чем именно доказательная медицина отличается от всех остальных. В общем, после этой книги очередное детское ОРВИ протекало гораздо спокойней и спустя неделю следования рекомендациям доктора Катасонова «любить и поить» - прошло. Но справочник Комаровского я тоже освою.
2. Э. Дин «Девушка А». Снова литература травмы. Фикшн - и все же стоит понимать, что любая подобная история основана на десятках реальных. Рассказ здесь идет о многодетной семье, где сперва все, казалось бы, шло неплохо, - до тех пор, пока отец, когда-то мечтавший создать идеальный мир и семью, но не сумевший смириться с тем, что дети растут умнее его, - не заковал всех в наручники. Впрочем, нет, не всех: и в этих различиях между его детьми, ставшими его жертвами, кроется самая тревожная часть сюжета.
З. Прилепин «Ополченский романс». Взялась читать ее в начале марта, когда отовсюду звучал вопрос про «где вы были восемь лет»: казалось, что, если я услышу, как на него отвечают автор и его персонажи, мне станет хотя бы немного понятнее происходящее - хотя бы с одной из сторон. Не помогло, не стало. При всей его кровожадности Прилепин в этой книге избегает рассуждений о политической позиции. Это будто бы вычищенные от идеологии рассказы о людях на войне - делягах и добряках, красавцах и неудачниках. Но контекст по книге не выстроить, его приходится добирать из новостных сводок - а они пишутся уже не Прилепиным и потому необратимо меняют интерпретацию.
4. П. Фишер «Кинокомпания «Ким Чен Ир» представляет». Лучшая книга месяца. У Прилепина политика спрятана за мешками с песком - а Фишер после него оказывается так замечательно внятен. Во вступительном слове автор очень подробно рассказывает, что не включил в свой документальный роман ни слова отсебятины, что каждая реплика имеет подтвержденный источник, - но несмотря на заявленную педантичность, его повествование о Северной Корее оказывается максимально красноречивым. Герои этого романа - диктаторы Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и похищенные ими из Южной Кореи Син Сан Ока и Чхве Ын Хи: семейная пара, режиссер и актриса. Похищенные для того, чтобы снимать пропагандистское кино и за счет этого поднимать статус государства - внутренний и внешний. Это очень важная книга о подавлении личности, творческой и гражданской. Это чудовищно. Это стоит того, чтобы прочесть, понять, примерить.
5. М. Ахмедова «Женский чеченский дневник». Марина Ахмедова пишет книгу о Наташе. О Наталье Медведевой, которая жила в общаге и торговала на рынке туфлями, прежде чем раздобыть фотокамеру и поехать в горячую точку. Эта Наташа - отчаянная, грубая, безбашенная. Эта Наташа - очень практичная и не скрывает от себя, сколько долларов стоят фотографии войны. Эта Наташа - веселая и заботливая, ей можно доверить раненых и детей. Этой Наташе угодил осколок в висок. Она же, с наспех залатанной головой, срывается в Буденновск менять себя на заложников и проходит с ними этот путь; она знакомится с Басаевым, Дудаевым, Масхадовым. Марина Ахмедова пишет эту книгу по устным воспоминаниям Наташи и делает текст так же, как та делает фотокадры: четко, лаконично, до предела ёмко. Сами снимки в книге тоже есть. Но в гугле их больше.
6. В. Шутова «Место встречи Левантия». Я знакома с автором этой книги и, склеивая обложку, была удивлена, насколько по-разному один и тот же текст может быть написан и прочитан. Что вижу я - остроумную, но безысходную драму о послевоенном приморском городе, портовой провинции 1946-го. С элементами магического реализма, вписанными в картину мира так плотно, что сверхспособность героя не рушит знакомости бытия. Здесь, кажется, все потеряли всё. Дома, родителей, близких. Они продолжают работать в уголовном розыске, спасаются работой, но текст детектива крепко связан с трагедией: жизнь стоит на беде и над ней нависает беда. Автор в ответ мне заявляет, мол, ах оставьте, это легкое чтиво, любовный роман. А и тоже верно: читать легко, и очень легко полюбить героев. Возможно, душевно значимым текст становится на стыке обоих вариантов восприятия.
7. К. Булычев «Смерть этажом ниже». Роман-катастрофа, написанный в 1989 году. Всё действие занимает чуть более суток. Главный герой приезжает с лекцией о внешней политике в небольшой промышленный город. Город стоит в низине, живет при двух предприятиях: химзаводе и биокомбинате; и пахнет там нехорошо, и вода в нем некрасивая. Не прочтя аннотации и не прозревая сюжета, я рисковала бросить книгу на первой половине: уж очень тягостно описаны первые часы героя в этом месте. Но стоит продраться через размеренное и малоприятное знакомство - как наступает самый адский край. Экологическая катастрофа захлестывает весь город: улица, первый, второй этажи - мертв каждый, кто вышел пройтись или распахнул на ночь форточку. Газ. Можно было бы скрыться на верхних этажах - но туда уже стремится пожар... Это сильная и жесткая штука. Она дарит некоторое облегчение тем фактом, что хотя бы этого не случалось.
8. Б. Ханов «Гнев». Громкое название совершенно не соответствует содержанию: оксюморон во главе обложки. А под ней - роман о современном интеллигенте, который способен испытать множество смятений, и в силу филологической направленности наверняка сможет каждое из них назвать, - но только не гнев, извините. Жены, студентки, лекции и актуальные выставки - на фоне культурно окрашенной тягомотины гнев гораздо проще пережить читателю, чем герою.