Crossroads by Jonathan Franzen

Jan 31, 2022 13:05




Перекресток семи дорог, жизнь моя

Все смешалось в доме Хильдебрандтов.

В октябре прошлого года у  одного из лучших романистов современности, Джонатана Франзена, вышел  роман, заявленный как первая книга трилогии, которая охватит историю одной семьи от середины прошлого века до наших дней.  Первая прочитана и она прекрасна. Лучше "Безгрешности",  лучше "Поправок" и даже, (страшно выговорить)  -  интереснее"Свободы".

Общее название проекта звучит, как "Ключ ко всем мифологиям", что может показаться неоправданно самонадеянным,  если не учитывать, что именно так назывался амбиционный труд преподобного Кейсобона - героя "Миддлмарча" Джордж Эллиот,  неоконченный, главным образом по причине смерти автора,  но не в последнюю очередь потому, что, за исследования он взялся, не обладая достаточным образовательным ресурсом. Отвечая на вопрос о заглавии Франзен говорит, что начать трилогию для шестидесятилетнего автора, само по себе, достаточно большая смелость.



Итак "Перекресток" Crossroads: о ком, о чем, как устроено. Все начинается  в рождественский Адвент 1971, в провинциальном городке Нью-Проспект, пригороде вымышленной Урбании, за которой угадывается Чикаго.  События непосредственно романа охватят промежуток времени до лета 1974, но серия флэшбэков расскажет историю двадцатилетней давности и - менее подробно - еще более раннего времени.

В центре повествования  семья Хильдебрандтов, глава которой, Расс, переживает серьезный личностный кризис, усугубленный кризисом среднего возраста и отчасти кризисом веры. Помощник пастора англиканской церкви  состоящий в давнем прочном браке с Марион и счастливый отец четырех детей, совершенно себя таковым не ощущает (в смысле, счастливым).

Некоторое время назад младший коллега, Рик Эмброуз,  которого он  сделал партнером по ведению занятий в молодежном объединении при церкви "Перекресток", без особых усилий вытеснил Расса из группы. Да, с приходом молодого, креативного Рика,  количество молодежи в церковном клубе сильно возросло. И да, он практикует все эти модные нью-эйдж-штучки, которые позже станут неотъемлемой частью тимбилдинга и групповой психотерапии, вроде: "разбейтесь попарно и расскажите партнеру, что вам в нем нравится". Тогда как Расс утомлял молодежь молитвами и проповедями. Но к тому, что последовало он не был готов и от этого удара трудно оказалось оправиться.

Мать семейства Марион, несколькими годами старше мужа, которая в начале романа предстанет в свои пятьдесят этакой клушей, способной вызвать лишь жалостное и слегка брезгливое сочувствие (сама виновата, распустила себя, потолстела,  утратила привлекательность, стала приложением к семье). Так вот, Марион - это тот персонаж книги. который не раз и не два удивит, вызовет живое сочувствие, и в целом, ее линия восхитительная находка романа.

Клемент (Клем) старший сын и студент университета, славный парень, глубоко порядочный человек,  заботливый сын и брат. В семье ближе всего к сестре Бекки, второй по старшинству среди детей Хильдебрандтов. Ко времени начала событий сильно запутался в отношениях со своей девушкой, отчасти это напоминает ситуацию "Смерти героя" Олдингтона,  подобно  персонажу которой, Клем  принимает решение пойти добровольцем на войну.

Бекки, единственная среди детей Хильдебрандтов девочка, "Мисс Популярность" могло бы  стать ее вторым именем. Есть люди, которые оказываются в центре внимания, становятся лидерами и законодателями мнений, не прилагая усилий. Можете назвать это харизмой, можете - способностью внушать любовь. Как бы там ни было, у Бекки это есть. А еще, у нее тринадцать тысяч долларов наследства. Для юной девушки из простой семьи в 1971 немыслимые деньги. Тетя Ширли завещала их ей, своей любимице, чтобы Бекки совершила  по окончании школы европейское турне люкс-класса, буквально "ни в чем себе не отказывая". А братьям? А им ничего, это же Бекки внушает любовь, не забыли?

Перри, второй брат, мальчик с невероятно высоким IQ, симпатичный и обаятельный и, к сожалению, со склонностью к зависимостям. К моменту начала событий уже довольно долго употребляет и приторговывает травой.  Перри любимец матери, как Бекки отцовская любимица. Этот Адвент застает его за решением отказаться от нехороших дел, исправиться и... благими намерениями.

О самом младшем, Джадсоне, мы почти ничего не узнаем, кроме того. что он увлекается фотографией, мечтает о кинокамере, хвостом ходит за Перри, с которым делит комнату. Там взаимные привязанности распределены, как двое старших детей и двое младших ближе друг к другу, и время Джадсона в первой книге, скорее всего, просто не пришло. Такая расстановка сил. Сложность усугубляется тем, что отец семейства, охладев к жене, не на шутку увлечен молоденькой прихожанкой-вдовой.

Книга, при кажущейся совершенной приземленности персонажей и обстоятельств, поднимает широчайший спектр тем: семейные отношения, возрастные проблемы, социальная несправедливость, расовое противостояние, война и мир,  вера и религия, природа зависимостей,  давление семейного авторитета, вынуждающего одних жертвовать другим, хрупкость грани между душевным здоровьем и психическими отклонениями.

Без декларативной нарочитости и стилистических игрищ эры постмодерна, Франзен, со спокойным достоинством романиста, развертывает перед читателем историю, от которой невозможно оторваться. И это удивительно хорошо. В России права на книгу принадлежат Corpus -  ждем перевода.

Франзен

Previous post Next post
Up