О соотношении приключений духа и приключений тела

Aug 19, 2021 16:54

Гармоничное сочетание приключений духа и тела - основной принцип качественной художественной литературы. Например, монотонных душевных исканий чего-то, утраченного М.Прустом, мне хватило на два десятка страниц. Столь же непригодны для чтения Е.Шепетнов, Земляной или Каменистый со столь же монотонным перечислением разбитых физиономий и сексуальных побед. Насколько сответствует этой гармонии три последних "толстых" книги, прочитанных мною, в жанре постап/фэнтези?
Михайлов Дем "Низший" - 10 томов, более 4500 стр. Описан мир в виде многоуровневой пирамиды, населенный людьми и разнообразными злобными монстрами, которые между собой преимущественно воюют.  Порядок в пирамиде поддеживается некой автоматизированной системой, которая раздает задания и, при их исполнении, награждает "няшками". Чем выше уровень, тем "няшки жирнее". Вполне в духе одного из вариантов нашего прелестного будущего, к которому мы идем семимильными шагами.
[Spoiler (click to open)]Главный герой Оди попадает на самый низший уровень - в мрачную подземную клоаку пирамиды.  И начинает карабкаться на самый верх. Зачем ему это - абсолютно непонятно; просто, вероятно, срабатывает инстинкт бывшего бойца спецназа к постоянному мордобою. Каждая книга сводится к одному и тому же: определение ситуации, намеченная цель, подготовка и выполнение задания неочевидным способом. По сути чтиво очень грязное, местами жуткое, чудовищное, но... С каждой главой мир и спектр персонажей всё расширяется. Именно эта постепенная прорисовка позволяет не заскучать от однообразия.  Надо отдать должное фантазии автора - она почти безгранична. Неординарные твари и оригинально прописанные ситуации, живой и лёгкий язык, атмосферность, мрачность и фатализм мира, при этом позитив и юмор ГГ. В качестве элемента духовных исканий я бы обратил внимание на городок Светлый Путь, описанный в книге 5. Когда-то туда нас звали основоположники научного коммунизма. Но Оди почему-то там не остался...
Критики наблюдают явные ассоциации с «Темной Башней» Стивена Кинга и, соответственно, со Стрелком. Дойдя до 10 тома, я притомился и толком так и не понял разъяснений, откуда ноги растут у этого Мира.  Вроде бы, защитники природы от человечества отправили нашу вселенную в криосон, но все это как-то несостоятельно. Не думаю, что изначально задумывался открытый финал. Автор соврал, или сам не знал, что делать с сотворенным Миром. Либо, не сумев донести эту мысль до масс, будет писать очередную серию книг.

Ян Валетов. "Умереть молодым" - пока две книги.  Довольно простенький постапокал от автора "Хроник Проклятого" и талантливого антироссийского журналиста Б.Битнера.  Как всегда,  из военной лаборатории вырвался вирус-убийца (к слову, первый том издан в 2017, когда ковид еще нежился в Ухани).  Он  уничтожил все население человечества выше 18 лет, а среди выживших детей каждый, достигший этого возраста, также умирает мучительной смертью. Может ли существовать общество только из молодых, недостаточно умудренных особей? Как наладить воспроизводство популяции? Что из этого получилось - в первой книге. Человечество возвращается к своим истокам: распадается на множество племен, постоянно воюющих друг с другом за оставшиеся ресурсы. Знания оказались не нужны, книги сожжены, в почете - умение владеть оружием, выслеживать дичь, наглость, кровожадность и умение запудрить мозги. Самцы занимаются охотой и разбоем, а обобществленные самки умудряются родить к 18 годам до 6 детей.
Сюжет тоже стандартен: Книжник, изгой племени, проводящий время в Библиотеке, раскопал нужные документы и отправился искать лекарственный препарат (антидот), блокирующий развитие вируса. Как и принято в истории, любым Спасителям человечества уготованы поругание, изгнание и смерть. Череда кровавых приключений духа и тела, любовь, верность, враги становятся друзьями, друзья предают и прочий весьма тривиальный набор. Книга, однако, читается не без интереса, благодаря лихо придуманным эпизодам и хорошему языку. И впереди еще продолжение...

Лукьяненко "Порог / Предел". По необъятной вселенной мотаются без особого смысла и цели (типа "тусовки") разумные существа различной этиологии: просто люди, люди-кроты, люди-мыслящие курицы, люди-непарнокопытные (привет Собчак), гуманоиды простые и с червем-симбиотиком в голове, а также загадочные интеллектуалы-раксы, преспокойно живущие в любом теле.  Перемещаются различными мудренымы способами, непостижимыми Эйнштейну, протыкая 6-мерное пространство Римана или проедая червоточину Шацкого. А в целом, все как обычно "наша жизнь - не игра, то любовь, то война". "Напоминает не то детский сон восторженного курсанта, не то космооперу, сочиненную  для непритязательных подростков. {С.Л.}". Бунт корабельного компьютера, активный межвидовой секс (хотя "тема сисег" отражена как-то издевательски), кошки и гуманоиды то образуют "единый народ", то начинают увлеченно убивать друг друга, копытные черной масти воюют с рыжими с использованием термоядерного оружия. Действие довольно нудновато и во многих местах предсказуемо. Персонажи прописаны несколько схематично (хотя сколько читательских восторгов можно было получить, описав, например, характер, страдания и эмоции  мыслящего червя-симбионта, сидяшего в голове феольца).
Можно упомянуть еще один компонент современной художественной литературы - профанация знаний.  Раньше сведения, как выплавить стекло, изготовить динамит или вылечить дурную болезнь - все это с разной степенью подробности можно было узнать, почитав Ж.Верна или длинной череде попаданцев. "Космическая фантастика" 21 века ударилась тут в другую крайность - наукообразный апломб, граничащий с махровой антинаучностью. Можно, например, показать мир клонированных вампиров, но зачем обосновывать его создание с использованием современных понятий генетики, квантовой механики и компьютерной робототехники (см."Ложную слепоту" Питера Уоттса). У Лукьяненко также много "высоконаучных" сентенций в области физики, математики, биологии, компьютерной техники, которые любой человек с университетским образованием будет воспринимать со стыдом за автора, который их морочит какой-то ахинеей.
Пара стоящих мыслей все же есть:
1. "Любая цивилизация выше какого-то уровня технического развития имеет высокую вероятность саморазрушения и самоуничтожения." Правда, когда что-то идет не так, в дело могут вмешаться Раксы - "регуляторы истории", которые аннигилируют ветки  с "неправильным" развитием и возвращают историю назад во времени в некую безопасную точку для повторного исполнения. Хотя, по уму, спасение цивилизации - дело самой цивилизации, а не "внешних" благодетелей.
2. Сами книги имеют решительную антимилитаристскую и антиксенофобскую направленность, что, как ни странно, резко контрастирует с политическими взглядами автора. Хотя крутой командир космолета Горчаков родился в "русском (?) городе Николаеве".


Лукьяненко, постапокалипсис, фантастика

Previous post Next post
Up