Опять на почве формирования устойчивой аллергии к читаемой современной литературе решился взять почитать что-нибудь старенькое, понравившееся в детстве.
Дядька-то (в смысле автор) - личность легендарная.
Для современности, воспринимающей заслуги более в кинематографическом плане, надо, наверное, вспомнить следующие экранизации Дика:
«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (Мечтают ли андроиды об электроовцах?»):
С недавним даже продолжением «Бегущий по лезвию 2049»:
«Вспомнить всё» Пола Верховена (Мы вам всё припомним):
И «Вспомнить всё» 2012-го:
«Особое мнение» Стивена Спилберга (одноименный рассказ):
«Помутнение» Ричарда Линклейтера (одноименный роман):
«Час расплаты» Джона Ву (Полный расчёт):
«Меняющие реальность» Джорджа Нолфи (Команда корректировки)
Внушает?!
Там ещё Дику пытаются приобщить в послужной список и как бы его пророческие посылы к кинематографическим нетленкам «Бразилия», «Матрица», «Темный город», «Видеодром», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж»... Но я думаю, что всё это приобщение - только на уровне идей; другое дело их воплощение в роман, рассказ, кино. Сама идея литературную ценность слабо представляет, а вот её реализация или провал - вот это уже на совести автора.
Так, всё-таки кое-что про Убик 1969 года написания о фантастическом предвидении 1992 года.
Конечно, очень странно, что фильм так и не сняли - при всей драматической наполненности произведения там ещё такой простор для исторической костюмной и интерьерной кинокартины (в «Назад в будущее» очень всё симпатично смотрелось).
Нахожусь несколько в противоречивых чувствах, но не думаю, что сильно порушу интригу книги, которой уже 50 лет, в своем изложении её понимания. В принципе у всех было достаточно времени, чтобы с ней (книгой) ознакомиться.
Итак, в начале романа заложено несколько контрапунктов:
- имеется конфликт двух глобальных фирм, специализирующихся на телепатическом проникновении сознание индивида с предполагаемым незаконным использованием добытого контента и соответственно фирма, нейтрализующая телепатов (её глава - Глен Рансайтер);
- существует технология криогенного сохранения людей, находящихся в предсмертном состоянии, с возможностью электронной связи и общения с ними полуживыми;
- жена Рансайтера - Элла - находится в таком мораториуме и участвует в делах мужа посредством таких высокотехнологичных совещаний, которым вдруг начинает мешать некий полуживой замороженный пациент Джори Миллер, непонятным образом вмешиваясь в общение;
- ведущий специалист фирмы Рансайтера по имени Джо Чип под некоторым психологическим и паранормальным нажимом берет на работу девушку Пэт Конли с непонятной до конца экстрасенсорикой.
Есть, правда, неугаданные автором моменты системы денежных взаиморасчетов тех фантастических времен 1992 года, но достаточно оригинально и забавно показана капиталистическая сущность эксплуатации индивида посредством научно-технических достижений.
И вот Рансайтер, чья фирма находится в трудном положении, отправляется со своими ведущим специалистами для выполнения крупного контракта на лунную станцию.
Достаточно быстро выяснилось, что Рансайтер со своими людьми втянут в ловушку, ситуация разрешается взрывом, в котором погибает сам Рансайтер. Джо Чип в этих условиях возглавляет команду и самым спешным образом эвакуирует тело Рансайтера на Землю для последующего помещения в мораториум.
И тут начинает твориться чертовщина. Чип отмечает два её аспекта:
- непонятное проявление Рансайтера в окружающих объектах, включая портрет Рансайтера на денежных знаках;
- деградация окружающего мира.
При этом деградация проявляется как на физико-химическом и биологическом уровнях (пропавшие и испорченные только что купленные продукты питания), так и на цивилизационно-технологическом уровне (механизмы и устройства деградируют на глазах и в плане износа, и в плане возврата к старым и старинным моделям).
На этом этапе по результатам анализа объективной реальности (скорее - нереальности) Чип с товарищем осознают, что скорее всего наоборот Рансайтер на Луне остался жив, а вся команда погибла, впоследствии попав в мораториум; и как раз Рансайтер пытается наладить с ними связь извне.
Во всей этой суете Чип как-то упускает ещё один аспект происходящих событий - некоторые сотрудники команды прямо угасают и иссыхают на глазах без последующей возможности "воскресить" их в мораториуме.
После осознания данной проблемы Чип возлагает вину на однозначно шпионку Пэт Конли и её паранормальные способности игры со временем и гибелью сотрудников.
Как-то при этом непрерывно и параллельно всему этому происходящему сквозит тема спрея "Убик", который якобы способен предотвратить царящий распад и разложение.
Автор и сам не дает его, "Убика" забыть, помещая в качестве эпиграфа к главам рекламные объявления продуктов под этой маркой.
Всё бы хорошо, но этот баллончик так же подвергается регрессу, творящемуся со всем окружающим, и попадает в руки Чипа уже в видоизмененном и непригодном к использованию состоянии.
Но всё-таки ситуация развивается не в плане ужаса без конца, близится ужасный конец...
Пэт Конли здесь в общем и не причем - команда Рансайтера попала под воздействие Джори Миллер в мораториуме (который мешал жене Рансайтера Элле общаться с мужем). Джори питается жизненными соками (они и в предсмертном состоянии нужны) сотрудников Рансайтера - поэтому они и усыхают. А спрей "Убик" - местное внутримораториумное изобретение Эллы Рансайтер, может противостоять проделкам Джори. Для борьбы с "Убиком" Джори и придумал обратное течение времени с регрессом всего окружающего включая противоборствующий ему препарат. Но в определенный момент этот регресс прекращается и мир останавливается в 1939 году.
Видимо, Джори не представляет себе время раньше 1939 года (память, время рождения или что-то ещё из явлений этого порядка)...
И тут ситуация при какой-никакой временной стабильности начинает нормализовываться - удается применить "Убик" для сохранения жизни, законтактировать с Эллой Рансайтер здесь и Глен Рансайтером там.
То есть жизнь-нежизнь налаживается...
Практически счастлив и Рансайтер с этой стороны - связь установлена, можно отдохнуть. Что-то он лезет в карман и достает монетку с профилем Джо Чипа!
Конечно, можно данный поворот сюжета возложить на чувство юмора и любовь к парадоксам Филипа Дика; но я думаю, что тогда на Луне погибли все, все же и находятся в мораториуме; и над порядком взаимной связи, её необходимости и вообще целесообразности ещё надо подумать.
P.S. Конечно, интригу сдал полностью, но, если у кого были или возникли намерения почитать, то смею Вас заверить, что сюжет романа значительно сложнее и драматичнее моего короткого рассказа. И потом роман написан в те времена, когда предполагалось наделение персонажей своими индивидуальными живыми характерами, действие было насыщено чувствами и переживаниями, давалась яркая авторская оценка происходящему. Роман просто приятно прочитать как литературное произведение.