Ментальное (не)здоровье в «Голодных играх»

Jun 09, 2020 18:14


Хотя трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз “Голодные игры”, написанная в 2008-2010 году, показывает постапокалиптический мир , темы, затронутые в романе, очень актуальны для нашей действительности. Видимо, этим и обусловлен огромный успех франшизы, собравшей в мировом прокате более миллиарда долларов. Один из таких злободневных вопросов - тема травмы и душевной боли. Прикрываясь оберткой голливудского бестселлера, книга сумела спровоцировать широкую дискуссию о важности понимания депрессии, постравматического синдрома и других ментальных заболеваний.

Конечно, обсуждения прошли “у них”. Никак не “у нас”, несмотря на то, что психические болезни поражают миллионы людей как на Западе, так и в русскоговорящих странах. И тем не менее часто эти проблемы замалчиваются из-за социальной стигмы и отсутствия образования о психическом здоровье.

C ментальными заболеваниями, о которых никто не хочет говорить, пытаются справиться многие молодые люди. Как и героиня романа Китнисс, они не понимают, какую опасность представляет для них собственное сознание. Особенно часто депрессии бывают подвержены именно юные девушки, зачастую даже не понимающие, что с ними происходит.



Первое упоминание о психических заболеваниях в книге встречается уже на первых страницах, где Китнисс говорит о своей матери, страдающей от депрессии после трагической смерти мужа в шахте. На несколько месяцев она выключается из жизни, несмотря на необходимость заботы о двух несовершеннолетних детях. День за днем она безвольно сидит в кресле и смотрит перед собой, не в состоянии пошевелить и пальцем. Китнисс приходится в 11 лет взять на себя обязанности главы семьи.

Поначалу Китнисс винит мать и не может понять, что она больна. У нее не хватает знаний, чтобы разглядеть в поведении матери болезнь. Этим и обманчивы психические заболевания - не имея понимания их природы, практически невозможно их разглядеть. Сама мама Китнисс позже называет свою депрессию болезнью, но мы нечасто слышим такое определение в реальной жизни.

Какие же психиатрические диагнозы рассматриваются в “Голодных играх”? В первую очередь, это ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство, а также клиническая депрессия, тревожное расстройство, панические атаки и другие.

Главная героиня проходит через множество травм - ее жизнь и жизнь ее близких подвергается опасности, она не раз находится на краю смерти, видит гибель других людей и сама становится причиной смерти других. И все это в возрасте 16 лет. В описании Китнисс мы видим все признаки депрессии и симптомы ПТСР - ей снятся кошмары, видятся галлюцинации, она впадает в панику и агрессию, считает себя бесполезной, винит себя во всем, избегает людей и постоянно пребывает в тоске и грусти.

Другие персонажи книги тоже демонстрируют признаки депрессии и других психических расстройств. Финник полностью ломается, когда его невесту захватывает Капитолий. Он успокаивает себя тем, что непрестанно завязывает и развязывает узлы, раня себе при этом руки до крови. Хэймитч прячет свои страхи и тревожность в алкоголе. Джоанна глушит боль наркотиками, а потом полностью теряет чувство реальности во время экзамена по боевой подготовке. Энни так никогда и не оправилась от того, что происходило с ней на арене Голодных игр. Все они страдают от кошмаров, вновь и вновь переживая травматичные события. А еще они могут демонстрировать злость, ярость и другое шокирующее поведение. Примером тому Джоанна, которая ругается в прямом эфире, раздевается при всех и ведет себя агрессивно. Хотя если вспомнить события, происходящие вокруг нее, можно сказать, что она показывает единственную здравую реакцию на безумие окружающего ее мира. В самом тексте книги также есть прямые указания на травму и душевную боль. Например, в последней части романа доктор Аурелиус решает, что потеря голоса главной героини вызвана “эмоциональной травмой”. А когда она вспоминает об отце, то говорит, что скучает по нему так сильно, что это причиняет боль.

А еще герои жестоко страдают от одиночества, потому что по-настоящему понять их могут лишь те, кто прошел через тот же опыт.

Особенно в нашей стране, где до сих пор существует определенная стигматизация ментального здоровья. Психические болезни считаются чем то постыдным, слабостью, о них предпочитают не говорить. Доказательством является даже реакция нашей публики на книгу и фильм.

Из любопытства я пролистала большое количество рецензий, как профессиональных, так и от обычных пользователей. Тема психологической травмы в анализе Голодных игр на русском языке практически не всплывает! Наши зрители и читатели увидели в этой книге все возможные темы:  цена революции, отсылки к римской античности, феминизм, пропагандистская война и так далее.  
Непонимание страдающими от психических расстройств своего состояния приводит к тому, что им сложно просить о помощи. В книге Пита делает этот шаг и просит ему помочь, тем самым подсказывая читателю путь к выходу из проблемы.

Книга несет важное послание для таких людей - они видят себя в Китнисс, и они видят, что Китнисс выжила. Иметь жанр литературы, который транслирует ту борьбу,  с которыми сталкиваются люди с психическими проблемами, очень важно. Это может к лучшему изменить их восприятие самих себя. Замалчивание проблем ментального здоровья только наносит вред, особенно молодежи. Сила историй, таких как эта, в том, что мы погружаемся в них , пытаясь сбежать в другой мир, забыть нашу боль, а в итоге с хорошей книгой часто случается так, что мы в итоге узнаем правду о самих себе. Наблюдая за приключениями Китнисс, мы, возможно, узнаем в этой истории свои собственные травмы, а также героя внутри нас.
В последних главах книги Кэтнисс учится смотреть в лицо своим травмам, вместо того чтобы подавлять их, а также она позволяет себе эмоционально открыться для тех, кто ее окружает. Она строит свою жизнь, выздоравливая от травмы, вместо того чтобы похоронить эту травму внутри себя. В конечном итоге любовь, человеческое тепло и понимание - главные факторы, которые помогают Китнисс и другим героям книги. С помощью Питы Китнисс в конце книги научилась принимать то, каким ужасным может быть этот мир. Пройдя через нежелание иметь что-либо общее с “этими монстрами, называемыми людьми”, пережив отвращение к самой себе и поняв, что никому невыгодно жить в мире, где дети вынуждены убивать детей, она выбирает “обещание, что жизнь может продолжаться и снова быть хорошей.” Она решает создать список всех добрых поступков, когда-либо виденных ею, и альбом с изображениями всех любимых и потерянных ею людей, чтобы никогда не забывать их и то, сколько добра и тепла они ей подарили.

Во многих рецензиях, которые я прочла, читатели/зрители недоумевали, что произошло в третьей части книги. “Скукотища страшная”, “ самая слабая книга из трилогии”, “невозможно высосанный из пальца финал” и так далее. Но вот что написал один психиатр, работавший с ветеранами войны,  в своем блоге www.listeningtowar.com : “Спасибо Вам, мисс Коллинз, от меня и, если мне будет позволено, от лица ветеранов войны и их семей, что Вы сделали Китнисс настолько полной, насколько возможно. И спасибо, что Вы сделали ее образ неполным. Спасибо, что Вы позволили ей, Пите и их детям отправиться в то будущее, которое они смогут для себя создать.” Он также сказал, что прочел последние две главы книги три раза, настолько они гениальны.

Я надеюсь, что взгляд на трилогию “Голодные игры” через призму той информации, которую я изложила выше, поможет русскоговорящие читателям лучше разглядеть это произведение и его ценность для общества. И что подростки и взрослые, которые смотрят эти фильмы и читают книги, смогут понять, как травматичный опыт влияет на людей. Хотя истории в этой книге являются выдумкой, сама тема, затронутая в них, очень и очень реальна.

антиутопия, психология

Previous post Next post
Up