"Нью-Йорк 2140" Ким Стэнли Робинсон

May 23, 2020 13:01




Революция, ты научила нас

Нужно было любить эту землю так, как любишь свою мать, а если ты не любишь мать, то как своего ребенка или самого себя. Потому что земля - это ты сам.

Он невероятно крутой. и такой разный. Четыре книги (вторая половина моей карантинной весны проходит под знаком Кима Стэнли Робинсона) - и ни одна не похожа на другую. Побывала в дальнем космосе с "Авророй", пожила в мире без Европы и европейцев с "Годами риса и соли", узнала и полюбила титана Возрождения со "Сном Галилея". Теперь время Нью-Йорка. Затопленного.



Глобальное потепление, о необходимости реагировать на которое так долго ̶т̶в̶е̶р̶д̶и̶л̶и̶ ̶б̶о̶л̶ь̶ш̶е̶в̶и̶к̶и̶ предупреждали экологи развернулось по экспоненте. Льды на полюсах значительно подтаяли. Уровень мирового океана поднялся на несколько метров. Прибрежные города оказались в зоне затопления, какие-то ушли под воду полностью. Не Нью-Йорк, который, вы помните, город небоскребов.

Некоторая часть их, построенная на скальном основании, оказалась по-прежнему пригодной для жизни. Нет, ну не по-прежнему, все переменилось и теперь бывший кондоминимум МетЛайф Тауэр, как и большинство подобных ему, стал общинным хозяйством. Просторные квартиры поделены на клети, с местом едва для кровати и стола, кухня общая, крыша отдана под садово-огородное хозяйство, по затопленному периметру на разных уровнях моллюсковые и рыбные садки.

И что, не разваливается? Основание надежное, а фундамент и часть стены, что под водой, изнутри и снаружи укреплена алмазным спреем (сверхпрочное покрытие на основе нанотехнологии). Передвигаются горожане на лодках и катерах. Никакого бензинового или дизельного топлива, только заряжаемые аккумуляторы. Откуда электроэнергия? Солнечные батареи, приливы-отливы, ветер - необходимость выживать делает человечество очень изобретательным.

И уверяю вас, жильцы Мета чувствуют себя невероятно счастливыми, полной мерой осознавая, насколько им повезло. Девять десятых нью-йоркцев живут в куда худших условиях, в домах, признанных непригодными для жилья и готовых обрушиться в любую минуту. Но это Большое Яблоко, дети, людям нравится в нем жить.

Занятно, что элитные высотки в лучших районах пустуют. То есть, не совсем, на несколько дней в году посещаемые владельцами, в остальное время находятся под вооруженной охраной. Лучшим жильем владеют люди, которые в состоянии содержать частную армию для его охраны. Недвижимость может сильно колебаться в цене, но основным финансовым активом пребудет вовеки.

Равно как незыблемым останется правило, согласно которому пять процентов населения Земли владеют восемьюдесятью процентами ее богатств. И, поскольку в целом непосредственно над ними (а также над их потомками до сотого колена) не каплет, готовы допустить, чтобы весь остальной мир отправился в тартарары. Помните эту замечательную логику Луи-После нас хоть потоп-XVI и Марии-Почему они не едят булочки-Антуанетты?

А значит, помните и то, чем она оборачивается? Нет, я отдаю приоритет эволюции перед революцией, мы в России слишком хорошо помним, к чему она приводит. У нас ужас повторения в генах, и прошедший век его не вытравил. Впрочем, вариант, предлагаемый КСР вполне может сработать. Ну, хотя бы потому, что действующей силой здесь выступит не Шариков под водительством Швондера, но удивительная общность людей, каждый из которых личность, а вместе они несокрушимая сила.

Нет, в основе не "взять все. да и поделить", как на определенном примитивном уровне можно истолковать предлагаемый автором вариант решения. Он большой умница и обосновывает происходящее в романе серьезной политэкономической базой. Вообще, с точки зрения человека, желающего повысить собственный уровень осведомленности о финансовых потоках, законах функционирования фондовых рынков, хеджирования и волатильности книга чистый восторг.

Разумеется, ценность романа в глазах читателя не в просветительстве. "Расскажи мне историю", - просим, беря книгу. И здесь она будет. Да такая, что дух захватит. Честно, в эпизоде с Амелией ("Облачной Звездой"), спасающей на своем дирижабле шестерых белых медведей, на которых, по странной случайности, не подействовал транквилизатор, я поймала себя на том, что сжимаю кулаки и пищу от страха, когда звери ворвались в ее отсек.

А программеры Матт и Джеф. Умники, оторванные от реальности. Каково это было, оказаться в подводной тюрьме за попытку "врезки". Что такое? Н-ну, род хакерства, перенаправляющего сверхдоходы корпораций на социальные нужды. Да, чистой воды робингудиана и утопия, но поплатились они за нее не по детски. И это было страшно.

А двое нью-йоркских беспризорников Стефано и Роберто, Том и Гек образца 2140. Сколько раз сердце замирало от ужаса за них, но и какая яркая незамутненная радость была, когда нашли - упс, молчу, не хочу портить удовольствия тому, кто захочет прочесть. Да что пересказывать. про всех в отдельности? Всего не расскажешь, а роман не об отдельных людях, он про "вместе". Надо читать. Чтобы вспомнить (или понять), что вместе мы сила.
- То есть ты хочешь сказать, что намерена сменить тренд, который длится уже десять тысяч лет.
- Что ты имеешь в виду?
- Что богатые богатеют, а бедные беднеют.

фантастика, американская

Previous post Next post
Up