Диалектический материализм философа-просветителя Дени Дидро мне не близок, но его роман «Монахиня», написанный в 1760 году, прочла с большим интересом. Из названия понятно, что автор изображает судьбу необычной женщины.
Произведение построено в форме писем монахини маркизу де Круамар, где главная героиня изливает свои невзгоды, просит его покровительства и помощи. Линия повествования сохраняется так четко, будто рассказано было в один день. Похоже и на своеобразный дневник-исповедь.
Сюзанна Симонен из семьи достаточно обеспеченного адвоката. Родители внезапно объявляют 16-летней девушке, что отправляют ее в монастырь. Фактически, бедняжка несчастна изначально, по причние своего появления на свет. «Дома мне жилось так плохо, что это событие ничуть меня не огорчило, и я отправилась в монастырь св. Марии - мой первый монастырь с большой охотой».
Позже она с упреком бросает им свое согласие: «Если непременно нужно, чтобы я была несчастна, то не все ли равно, где это будет?» Вся книга - как натянутая струна, напряженный внутренний монолог героини читается с тревогой и сочувствием.
Сюзанна - натура страстная. С одной стороны, она постоянно подчеркивает свой ум и красоту, жалеет себя, погребенную заживо в монастыре. С другой - целомудренная и бесхитростная. Удивительно сочетание - наряду с неприятием всего ей насильно навязанного, она никого не обвиняет, не осуждает.
Ее монашеский постриг совершается во втором монастыре в Лоншане. Что же она встречает в монастырях вообще? Все существующие в мире пороки, плюс фанатизм, ненависть, ложь, и лицемерие.
«Нам плохо лишь там, где Бог не хочет нас, а Бог не хочет, чтобы я была здесь», - твердит героиня самой себе на протяжении многих лет и от этого ей только хуже. Нет, она подчиняется монастырским порядкам. Парадоксально, она стала монахиней против воли, но исполняла монашеские обязанности лучше всех.
Мучения Сюзанны понятны, потому как принудительное пострижение только усугубляло ее плачевное состояние. Странно, что из монастыря тогда невозможно было выйти никаким способами, даже через суд.
Но давно прошли те времена. Не забываем, что это Франция начала-середины XVIII века. Это католические монастыри со своими особенностями с пережитками феодализма. Пожалуй, и нынешние атеисты считают, что монастырский образ жизни противоречит человеческой природе.
Когда Сюзанна все-таки бежит из монастыря, находит ли она счастье? Почитайте, кому интересна французская история и литература.