Мария Глушко - «Мадонна с пайковым хлебом»

Sep 12, 2019 13:59

Книга вышла в издательстве «Речь» в серии «Вот как это было». Пока что я прочитала две книги этой серии, еще «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой. По всему - на серию надо обратить пристальное внимание. Книги рекомендованы для чтения детьми, но конкретно «Мадонна с пайковым хлебом», на мой взгляд, - повесть для взрослых читателей, хотя, вероятно, динамичный сюжет увлечет и подростка. Можно посоветовать тем школьникам, кто хочет больше узнать о жизни тыла во время Великой Отечественной войны. Но все же главная целевая аудитория - матери. Видели, может, сборники под мягкой обложкой с названиями типа «Куриный бульон для души, истории про материнство» (есть и другие бульоны). Так вот: повесть Марии Глушко - именно такое подкрепляющее средство, читайте, если устали, не видите перспективу, переживаете жизненные сложности.

«Мадонну с пайковым хлебом» можно еще сравнить с «Зулейхой», которая сейчас весьма на слуху. Но у Глушко уровень выше. Объединяет их тема материнства в условиях войны и лишений. Если вы читали Гузель Яхину, и вам понравилось, обязательно найдите время на Марию Глушко.

В «Мадонне с пайковым хлебом» через весь сюжет протянут девиз героини, Нины, - выживать, но не переступать черту. Современного читателя в книге, возможно, шокирует тот факт, что Нина - дочь генерала, но, находясь среди эвакуированных скитальцев, живя на карточки, она не пытается добиться каких-то привилегий или иного отношения к себе, потому что ее отец имеет высокий чин в армии. Отец - генерал, но какое это имеет отношение к ней? Разве это ее заслуги? На самом деле в книге даже таких рассуждений главной героини не озвучено, для нее само собой разумеющееся, что в эвакуации она полагается на себя. Признаюсь, сейчас подобное читаешь с сомнением, потому что нынешние дети нередко паразитируют на положении, достигнутом их родителями. Но в том-то и дело, что время тогда было другое. Сына Вождя могли посадить (абстрактный пример, не с целью холивара).

Нина ела пайковый хлеб, не претендуя в силу своего рождения в генеральской семье на сдобную булку. Книга про правильного советского человека, но кто-то скажет - про нелепую идеалистку. Я уже встречала такое мнение в обсуждении повести. Кто-то скажет, что задача Нины была любой ценой прокормить ребенка, и если ради этой цели пришлось бы задавить свои принципы, то так тому и быть. Если вы прочитаете, вы поймете, что Нина кормила ребенка, как могла и выворачивалась наизнанку, но не переступала намеченную для себя черту. В этом плане некоторым читателям, очевидно, уже сложно пропустить через себя описываемую эпоху, а смотреть на действия героини с современных позиций будет обесцениванием. Я для себя сделала вывод: тогда жили иначе или по крайней мере, многие пытались. Речь причем не про политическую идейность, а про честность военного времени. Безусловно, были и в блокадном Ленинграде спекулянты с ожирением, и толкучки, и злоупотребления в других городах, но это не отменяет того, что многие другие - большинство, точнее, - ели лебеду. Не думаю, что автор ради мелодрамы приукрашивает. Но даже если сложно принять, что какая-то Нина, дочь генерала, сдавала кровь, чтобы купить молока ребенку, подумайте, что это собирательный образ, портрет эпохи, вашей бабушки или прабабушки. Портрет женщины-матери.

У Марии Глушко есть еще одно произведение, в котором тоже большое внимание уделяется роли матери в обществе - повесть «Год активного солнца». И там, и в «Мадонне» вывод следующий: если ты собираешься родить или уже родила, то быть матерью - отныне твое самое важное дело. Я транслирую прочитанное, не присоединяюсь от и до к этому выводу, но считаю, что как напоминание, это важно. Особенно сейчас, когда очень злобно и отовсюду идет подрыв образа матери.

В «Мадонне» есть эпизод, когда Нина в 1941 на ранних сроках беременности «бегала в консультацию», просила прервать беременность, чтобы пойти на фронт (санитаркой, как угодно). Обижалась еще, что ее там не поняли, а ей сказали, что теперь она мать, и польза стране от нее в том, она воспитает человека. В повести «Год активного солнца» тоже встает вопрос про прерывания беременностей - горздрав просит новое здание для абортария. Когда чиновники предлагают им уговаривать женщин рожать, медики ссылаются на то, что женщины теперь эмансипированные, не хотят и не будут сидеть дома с детьми. Могут учиться, строить, создавать, летать и т.д. Общество поощряет женщину-ударницу и укорачивает женщину-мать, хотя почему, собственно, стало считаться, что создать станок важнее, чем с нуля создать человека? Гражданина, на минуточку. Вот в это Нину в консультации, когда она пришла за абортом, носом и ткнули. И сейчас не помешают такие напоминания (опять пометка, не холивара ради, не пролайф), потому что нам вдалбливают, что женщина должна и обязана все успевать и держать под контролем, при этом на «отлично» справляясь с обязанностями жены и матери. Как будто воспитать человека - это такой очередной пункт из общего нескончаемого списка задач, и даже не самый-то значительный, можно воспитать ребенка по остаточному принципу, после работы, фитнеса, быта, социальной жизни и контроля за тем, чтобы у мужа был «полный желудок и пустые яйца» (в кавычках, потому что я эту прелесть не сама придумала, а где-то наткнулась). При этом чуть что не так, так сразу мать-перемать. А как же бесконечная многозадачность и воспитание где-то на периферии? Когда там что успеть? Повесть Марии Глушко хороша тем, что она подчеркивает важность быть матерью, серьезность этой задачи и справедливо требует уважения к матери.

Есть в «Мадонне с пайковым хлебом» линия, которая, по моим ощущениям, выбивается из настроения повести и кажется скорее созвучной нашей эпохи. Это история того, как не заладилась у Нины жизнь с мужем Виктором. Скоропалительный брак по залету формально связал двух непохожих людей, которые так и не сблизились. Логически верно, и сейчас мы бы сказали, что, да, ни к чему цепляться за такой брак. Но когда читаешь про войну и представляешь себе, как другие женщины ждали возвращения своих мужчин, дико читать о решении Нины, независимо от исхода войны для Виктора, дальше растить сына без отца. Я понимаю ее обиды на мужа и его родных, которые не приняли у себя невестку и внука и отправили Нину скитаться дальше, но именно в контексте сюжета про войну - все равно дико. Это современная тема «мужики - козлы», она не сказать что складно вписана в сюжет, больше удивляет, чем раскрывает Нину как сильную независимую женщину. Но это мое восприятие. Скорее всего, кого-то другого пример Нины мотивирует не терпеть в жизни лишних людей и не раскисать. Все относительно. Наверняка подобное тоже имело место быть, не всегда же муж и жена одинаково достойно переживают трудности, конкретно - войну.

Повесть советую, она по-настоящему цепляет. Для меня вообще Мария Глушко стала открытием 2019г. Ее проза лаконичная и эмоциональная в то же время. Есть в ней и ностальгия по советским ценностям, и актуальность для нашего времени.

20 век, Г, повесть, советская, проза

Previous post Next post
Up