Добрый день, модераторы сообщества!
Так правильно, с вставленным катом?
Книга привлекает сразу - и обложкой, и аннотацией.
Обложка - стандартный выбор подростка: чёрный как отрицание + сложный цвет, который в тестах отвечает за духовные поиски и чуть-чуть романтичного голубого. Для верности попадания по адресу - ангельские крылья сверху. Не крылья разъевшихся купидончиков с пошлым розовым отливом, вполне аскетичная графика в духе Паши 183.
Аннотация: «действие романа Ольги Фикс разворачивается в стране победившего коммунизма».
Уже интересно. В куче книг шмыгают варвары в меховых подгузниках, за тонкой пеленой сегодняшней жизни мечутся феечки с раскосыми ушами, те и другие шинкуют прохожих мечом/ заклинанием, для верности прижигают драконом, а тут вдруг кто-то вместо невероятного прошлого попробовал сделать шаг в вероятное будущее.
Шаг не слишком далёкий от разрешённого дискурсом (прастити) шаблона - как это общественное благо да без вышек и колючей проволоки? - но всё-таки шаг.
Исполнилась мечта Д. Быкова, детей забирают из семей и воспитывают в интернатах - ну, чтобы родители не успели их испортить. Впрочем, забирают не насовсем. Скорее это вариант бординг-школ, когда детей отпускают домой на побывку.
Риторика учителей разит с первой страницы: «Поймите, ребята, общество хочет сделать для вас как лучше. Сейчас у вас такой возраст, когда важнее всего сосредоточиться на учебе, приобретении профессиональных навыков. Поверьте мне, нельзя хорошо учиться, думая одновременно о куске хлеба. Вам надо радоваться, что общество еще на какое-то время берет эти заботы на себя. Раньше только дети очень обеспеченных родителей могли себе такое позволить. Большинству молодых людей приходилось самим пробиваться в жизни. В итоге общество лишалось многих талантов, которым просто не удавалось развиться»
Здрасте-пожалста, этак договоритесь, что государство просило рожать этих оглоедов.
На всякий случай, если вы размечтались об обществе равных возможностей, вас парой страниц дальше стараются привести в чувство метафорой:
«Стоя на декоративном мостике Лерка и Сергей наблюдали, как сторожиха специальной палкой с крючком подтягивает к берегу очередную мертвую золотую рыбку. Даже не рыбку, а рыбищу - килограмма на три, не меньше.
- Такой пруд большой! И с подогревом, и с воздухом. Жить бы да жить! А они почему-то дохнут»
Не пронимает метафора? Ничего, за 350 страниц проймёт.
Коммунизм вы найдёте только в аннотации, в книге никак не обозначена общественная собственность на средства производства.
Социальное равенство? Ну, мы же помним буквы, умеем читать: «У Вадима появилась возможность устроить ее в другую школу. Элитную, при университете.» У Вадима появилась, у других нет. Брали в ту элитную школу, как вы поняли, не за способности, а за папу.
Всё это похоже на подправленный СССР, не на коммунизм, даже формальное определение коммунизма не соблюдено. А жаль. Всё-таки хотелось посмотреть фантазию о будущем, а не о прошлом.
Так стоит ли читать это подростку? Однозначно стоит.
Даже если вы не собираетесь отдавать ребёнка в любую, самую разэлитную систему - школу, интернат, бординг-скул, ему полезно это прочитать.
Интернат в книге показан со всеми стандартными пороками замкнутых систем. Мы все не так давно услышали много странного про закрытую для людей с улицы элитную, вроде бы, школу. В отличие от многих СМИ, вещавших тогда о красоте любви к учителю, о зашкаливающей активности школьниц, автор не ведётся на внедряемую старперами романтику, жёстко показывает, что во взрослых отношениях младший в паре «ученик-учитель» чувствует себя использованным, как бы он ни был активен изначально. За взрослые отношения отвечает взрослый. Пара молодых оглоедов может натворить глупостей - но на равных. Разновозрастная пара в этой книге была неравной с первого дня.
Ужасающе реалистично, несмотря на фантастический антураж, описано застревание подростка в мире грёз вплоть до забытья своего тела - это про тех, на стендах, сами прочитаете. Подросткам особенно стоит это прочитать. Совсем не хочется, чтобы они прожили жизнь, не услышав своего тела, как те бедолаги в больнице. Ошибки так и так будут, но не хотелось бы фатальных или банальных.
Книга увлекательная, в ней ошибаются живые люди, а не учебные муляжи для дальнейшего разбора на уроке.
Чем книга неприятна?
Стандартным подходом: «Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад»
Земля в книге делится на ад, где нет места иному, непохожему, и на рай, где «за столом никто у них не лишний».
Позвольте не поверить. Другие наблюдатели сообщали, что ВЕСЬ мир лежит во зле.
Даже у тех, кто не верит, что прямо-таки весь, подспудно должно возникнуть подозрение, что самая добрая страна выкатит зенитки, если в неё начнёт переселяться всё население другой страны.
Без этой книги вы можете просто не выйти на обсуждение подростком вероятности земного рая.Такие закидоны, вроде веры в рай на земле, безопаснее обдумать и оставить там, за чертой подросткового возраста.
В общем, приятного чтения вашему подростку - как родному-знакомому, так и тому, что вечно торчит непрошенным в душе.
В последнем слове ударение... Да ладно, вы-то не подросток))