Помните - как это у Пушкина: «Читал в охотку Апулея / А Цицерона не читал»? (Александр Сергеевич это как эпизод своих лицейских лет вспоминал). Эту строчку можно рассматривать как рекомендацию от очень хорошего человека. Мне она запомнилось, потому что я тоже читал Апулея. И мне тоже понравилось - на фоне всяких Цицеронов, что задавали в универе по курсу античной литературы.
Роману почти 2000 лет, поэтому стиль специфический. Начало, видимо, годное в 150 году, в 2018 захватывает не сразу. Но потом, ничего, втягивает. В завязке присутствует магия с превращениями. Думаю, после Булгакова это не должно нас поражать, нормальный худ. приём.
Чем интересно? Небольшая энциклопедия жизни 2 000 лет назад; повествование строится как множество историй - их тематика и сейчас хорошо заходит, как говорится, в формате - секс, насилие, кровь-кишки, криминал-разврат-жестокосердие. Но не только, в частности, есть и прелестная история «Амур и Психея».
Время - второй век от рождества Христова, но в религиозной жизни господствует ещё не христианство. В концовке романа главный герой, после того, как он пожил сугубо телесной жизнью, приобщается к тогдашней духовности. Она, в общем, не внушает. Критики говорят, что и не должна была, усматривают у Апулея несколько скептичное отношение.
Возможно, в романе есть какое-то иносказание, философская подоплёка. Хотя я не видел*, чтобы кто-то смог её внятно сформулировать, сам я тем более не способен. Но какая-то изюминка своеглубия и перчинка прелести в романе явно есть - не просто же так он считается значимым произведением уже два тысячелетия. В общем, не просто большой анекдот про «ослаблять».
*(Пс) А нет, вот кое-что нашлось - статья Н. Григорьевой "Магическое зеркало "Метаморфоз". Апулей был знаток философии Платона и роман свой написал на основании Платоновского учения о душе. Возможно, подковавшись этой теорией, чтение Апулея будет интереснее. На мой взгляд, построения Платона несколько спекулятивны. Но, душа - это такой предмет, эмм… В общем, Платон, наверное, не уступает по содержательности построениям, скажем, Фрейда.