Первая подробная биография одного из любимых мной в молодости писателей вышла из-под пера Юрия Ревича и Виктора Юровского.
Книга хорошо написана, читается легко. Но тут такое дело: кому Анчаров нравится, тот прочитает о нем с удовольствием, ну, а кому не нравится или вообще неизвестен, тот вряд ли заинтересуется.
Между тем, у Михаила Леонидовича был один секрет, о котором, похоже, не подозревают и сами авторы биографии.
Анчаров - один из немногих литераторов, кому удавались образы настоящих женщин. Что это значит? В чем секрет? Это значит, что писатель в реальной жизни встретил хотя бы одну такую женщину. Как Достоевский - Аполлинарию Суслову, как Маяковский - Лилю Брик. Значит, и у Анчарова кто-то был.
Михаил Леонидович - мужчина красивый, эффектный. И любвеобильный: только в зарегистрированных браках состоял четырежды. Вычислить среди окружавших его дам ту, которая открыла ему секрет настоящей женщины, непросто. Но и не так уж сложно, если знать, по каким признакам искать. Ее звали Джоя Афиногенова.
Имя не русское и не советское. Папа Джои, известный драматург Александр Афиногенов, был женат на американской танцовщице Дженни Мерлинг, первую свою дочь счастливые родители назвали по-американски (кстати, по паспорту она была Джойя), вторую - по-русски (Александра).
Знатоки могут усомниться: не слишком ли, мол, красива девушка. Ведь настоящие женщины, как правило, внешне далеко не модели. На личико Джоя и вправду была ничего, но если брать в целом, то на подиум ее вряд ли кто пригласил бы.
Не стану описывать историю отношений Джои с Михаилом Анчаровым - сами прочитаете. Скажу лишь, что это тот самый случай, когда реальная жизнь гораздо экзотичней беллетристических сюжетов.
Как упоминалось выше, авторы биографии «не врубились» до конца в феномен, который красочно описали. С нетерпением жду в свободном доступе автобиографический роман Дианы Тевекелян «Интерес к частной жизни», где Анчаров выведен главным героем по имени Вадим. Кто такая Диана Тевекелян? Она была литературным редактором в журналах «Москва» и «Новый мир». Именно Диана Варткесовна готовила первую публикацию «Мастера и Маргариты», а с Анчаровым плотно работала над такими произведениями, как «Этот синий апрель», «Самшитовый лес», «Как птица Гаруда».