В новелле «Обманутая» Томаса Манна речь идет про пожилую женщину, полюбившую репетитора, нанятого для ее сына-подростка. Героиня новеллы - обеспеченная вдова, мать двоих детей, с незапятнанной репутацией. Почтенная дама. Горько сетуя на климакс, Розали рассуждает о том, что, несмотря на то, что физически она уже не полноценная женщина, в душе она еще молода, и ее мучает диссонанс между молодостью чувств и старостью тела. В роли постоянной наперсницы выступает хромая дочь Розали - старая дева, которая успокаивает мать, говоря ей о том, что та достойно состарилась и окружена любовью близких и уважением окружающих. Но тут…тетенька влюбляется в молодого американца, Кена.
Героиня многословно рассуждает о своей любви, и озвучивает физические (физиологические) процессы. В новелле присутствует монолог, посвященный страстному желанию Розали, чтобы ее «хлестали розгой жизни». Как тут не вспомнить интервью с секретарем Томаса Манна, которая печатала его сочинения, и, когда мастер диктовал ей про блистательного молодого Феликса Круля, фройляйн не поняла, что это гомоэротизм. (Про воспоминания секретаря Томаса Манна можно посмотреть в фильме
Семья Манн - столетний роман) Так вот в новелле «Обманутая», «розга жизни» - это тоже гомоэротизм: так писатель перенаправляет в прозу свою тягу к молодым мужчинам, их рельефным мускулам, их жизненной силе. Пожилой Розали, с точки зрения морали, так же отказано в доступе к юнцу, как и латентному гею Томасу Манну.
Писатель неоднократно прибегал к монологам от первого лица, где возрастные женщины с большим энтузиазмом перебирают сексуальные фантазии о молодых мужчинах. Критики считают это выходом на бумаге переживаний самого Манна. Как и в «Феликсе Круле», в новелле «Обманутая» подобный монолог производит сильное впечатление, от него веет безнадежностью. Вот он - мужик - а трогать не моги! Любопытно, кстати, что дочь Розали, которая та поведала свои секреты, обращает внимание матери на то, что молодой человек-то невыдающихся достоинств, попросту скучный любитель выпить за чужой счет. Но влюбленной до это нет дела, ведь у него под тонкой рубашкой бицепсы бугорками. Хотя чувства Розали и фигурируют в новелле под названием «любовь», видно, что Манн описывает все же сексуальное томление.
Почему новелла называется «Обманутая»? Здесь стоит сказать о том, что немало текста посвящено тому, как Розали относится к природе. Она и называет ее своей «милой природой», и непрестанно восхищается сменой времен года, особенно тем, как весна каждый раз символизирует пробуждение новой жизни. В начале повествования Розали жалуется дочери на климакс и с тоской вспоминает свои «женские» годы, когда природа менструальным циклом отмечала способность Розали дать новую жизнь. В кульминации цикл вернулся к отчаявшейся Розали, и она встретила это событие с восторгом, решив, что «милая природа» буквально дает ей право вновь быть женщиной, в постели с молодым мужчиной. Но героиня обманулась. То, что в дальнейшем с ней случилось, дает понять, что посягательства пожилой женщины на молодое тело 20-летнего парня - это нечто противоестественное. Тут сложно подобрать слово. Парень может быть и не прочь, но подобная связь противоречит замыслу природы. Так же, как и гомосексуализм, каким его, очевидно, воспринимал Томас Манн, - никогда не давая ходу своим наклонностям (иначе как в письме).
Подчеркивается, что связь пожилой женщины и молодого мужчины именно что губительна для Розали, а не просто осуждается обществом. Общество в лице взрослой дочери, на крайний случай, допускает небольшую, по-тихому обставленную интрижку, но не драму (в конце концов, хочешь секса - занимайся им, но не майся дурью). Фокус в новелле на внутренние переживания героини, а не на возможный скандал. Получается, что нездоровые фантазии Розали привели к ее тяжелой физической болезни в реальности.
Частично я недовольна новеллой, потому что на поверхности она с душком сексизма. Если пожилая женщина хочет секса с молодым самцом, то она наказана раком матки. С другой стороны, я понимаю, что это только самый поверхностный слой. Розали только условно женщина, на самом деле, она выражение если не самого автора, то это собирательный образ, а новелла о том, как навести порядок в своей душе и что будет, если этого не сделаешь. Тут даже и неуместная страсть к молодому мужчине (замените на гомосексуализм, если хочется) - это метафора. Речь про человека, которого тянет нарушить правила, хотя он разделяет ценности общества, которое то или иное действие считает табу.
А еще остро ощущается тема недостижимого, которая просто сквозная в новеллах Томаса Манна. Чаще она изображена как тяга изгоя к привилегированной касте «белокурых и голубоглазых» - счастливых красивых обывателей, у которых все благопристойно и стабильно. В «Обманутой» Розали, кажется, когда-то сама относилась к «белокурым и голубоглазым», и имела шанс прожить всю жизнь, будучи беззаботным центром симпатичного кружка обывателей, но ее настигла неуместная страсть. И тогда Розали, кому не было предначертано узнать, что такое исключение из круга «своих» и бесплодное томление (так знакомые Тонио Крегеру или господину Фридеману), вдруг оказалась не в центре, а на обочине. В случае Розали, ее не принимают в круг молодости, и она мечется в сторонке со своими желаниями, которые «белокурые и голубоглазые» или не заметят, или в худшем случае высмеют.