Рецензия на: «Поддай пару!» Терри Пратчетт.

Apr 26, 2018 01:07



Кому нравятся железные дороги и поезда? Очень, очень многим. И ограничения по возрасту и полу здесь не работают - ведь и взрослый дядька (к примеру) может тешить внутреннего ребенка, вечером запираясь в своем кабинете и сооружая новый виток дороги, по которой затем пустит достоверную модель паровоза полуторавековой давности, непременно с тендером, полным угля и, само собой, почтовым вагоном. И будет очень счастлив.
Данная книга таким людям будет интересна особенно, поскольку очень точно передает тот восторг, щедро делиться им, особенно в первой части книги. В мир пришло нечто новое, необычное, чудесное в своей абсолютной научности. Олицетворение будущего и символ перспектив - и нужно лишь не пугаться и не хвататься за рамки привычности. Очень интересно читать, как главные герои с этим справляются. Кто-то отдает всего себя на новое дело, кто-то еще сомневается, но понимает, что иного выхода нет, кроме как присоединиться к бравому маршу прогресса.

Вторая же половина книги неожиданно об ином. На первый план выходит гражданская война гномов, зревшая давно, но все же вспыхнувшая жарким пламенем, захватившим не только под-горы, но и все места жительства этого народа. И теперь главным героям предстоит решать не только проблемы железной дороги, но еще и тушить этот пожар - ведь иначе мир поглотит хаос.
Кроме того, поднята вскользь тема другого народа, гоблинов, попытки выжить в условиях постоянных гонений, несмотря на официальное признание их равной людям расы…
Таким образом, мы обнаруживаем многообразие тем и сюжетных веток, постоянно чередующихся и демонстрирующих ситуацию с разных сторон. Поэтому, к сожалению, имеет место быть условность в происходящем, в некоторых случаях заметно портящая радужность начального впечатления от книги.
Железнодорожная компания стремительно несется к успеху, первой предлагая новые технологии, услуги и рабочие места. А конкуренции нет. В Анк-Морпорке, городе с вековыми традициями ушлости и продажности, не находится предприимчивых людей, способных озолотиться на чужом успехе. Нет промышленного шпионажа, нет подкупов, нет рейдерства. И дело вовсе не в замечательных учредителях Компании, вроде известного бизнесмена города Гарри Короля, фон Липвига, «доброго» мошенника с подвешенным языком и гениального изобретателя.
Или, правитель города лорд Витинари желает железный путь в тысячу с лишним миль в соседнюю страну. Желает уже вчера. И хоть тут тресни, а выполни волю главы города.  Только - зачем? Он гениальный градоначальник и знает больше, чем другие, спору нет, но читатель-то тоже хочет приобщиться к этому знанию, узнать мотивы, ради которых стоит спешить, нервничать и загонять рабочих.
Впрочем, в итоге оказывается, что Компании труда не составит проделать указанный путь, и никакие возникающие препятствия их не остановят. Т.е., никакой драмы и отчаяния. Поверхностность.
Еще есть гномы-консерваторы - неразборчивы в методах и жестоки в своих попытках захватить власть. На их счету поджоги, взрывы, запугивания, подкупы и убийства. Но стоило только  обратить на них внимание мировой общественности, как все ячейки рассыпались, убеждения пересмотрелись и почти все раскаялись. Отсюда следует вопрос - как тогда они вообще сумели организоваться? Почему раньше диверсии были успешны, а стоило только столкнуться с железной дорогой, как все навыки растерялись? Удача изменила? Боги отвернулись? В Плоском мире такое возможно, только в данном случае кажется совсем уж притянутым за уши.
И т.д.
Примерно также дело обстоит и с персонажами. Цикл начинается о фон Липвиге, а завершается почти обо всех знаковых персонажах Плоского мира, не хватает разве что ведьм, неудачливого волшебника Ринсвинда, да некоторых стражников. Внимание уделяется  всем поровну и вместе с тем - рассеивается. Не показано, как мог бы развиться тот или иной герой в свете изменений, происходящих в мире, только намеки на это.
Продолжать можно долго в подобном тоне, но возникает все тот же вопрос - зачем? «Поддай пару!» все-таки очень качественный роман, содержащий в себе уйму серьезных тем, череду добротно выписанных героев и, само собой разумеется, мир, как всегда восхитительный, да к тому же еще и полный новых элементов. Читать его приятно и интересно, несмотря на общее нагромождение поднятых проблем, обстоятельного разбирательства которых хватило бы еще на несколько книг.
Впрочем, если предположить, что автор таким образом показал, как мир на самом деле сложен, как множество событий происходят одновременно, переплетаются, зависят друг от друга и от случая, все становится на свои места. Всё никак не охватить, как ни старайся. Остается лишь принять, проанализировать и не допустить в дальнейшем.
Ну а завершить данный текст можно следующим: вместе с финалом книги, завершением цикла о фон Липвиге приходит понимание, что и Плоский мир, каким мы его знали, также перестал существовать. Сказочность, волшебство потеснено технологиями, прогрессом, и возврата назад уже не будет. С одной стороны, это замечательно - ведь такие горизонты открываются при симбиозе магии и науки, а с другой - грустно. Мир становится сложнее и непонятнее. Стоит чуть зазеваться, как можно запросто отстать от реалий, бегущих вперед на всех парах. И останется только ворчать, мол, в наше время так не торопились, и все было четко и ясно.

фэнтези, сатира, Пратчетт

Previous post Next post
Up