Шикарнейший образчик эпистолярного жанра и, по мнению литературоведов, один из лучших французских романов XVIII века. Не будучи филологом, я на него наткнулась как всегда случайно, в чьем-то глобальном списке того, что каждый порядочный человек должен прочитать в своей жизни. На порядочность я не слишком претендую, но описание заинтересовало, потому книга перекочевала в мой ридер, а теперь и ко мне в голову.
Сюжет можно подглядеть все в той же Википедии, хотя я не стану тут цитировать спойлеры:
"Госпожа де Воланж забирает свою дочь Сесиль из монастыря, где ту воспитывали, чтобы выдать замуж за графа де Жеркура. Бывшая любовница Жеркура, когда-то обиженная им, маркиза де Мертей, желая отомстить обидчику, планирует соблазнить невесту, чтобы опорочить графа и выставить его посмешищем в обществе. В осуществлении своих замыслов маркиза прибегает к помощи своего друга, известного сердцееда виконта де Вальмона. Вальмон и маркиза некогда были любовниками, однако теперь лишь закадычные друзья..."(с) И так далее.
Википедия говорит, что в разное время роман осуждали, запрещали и порицали, считали чуть ли не порнографическим, порочащим нравственность и вот это все. Даже в предисловии автор кокетничает, что вот мол, лица, тут изображенные, явно какие-то чужие чужаки, которые не могут существовать в нашем благопристойном и благородном обществе, на которое эта книга возводит такую клевету.
А меж тем, это самое "благопристойное общество" изображено с такой точностью и в таких деталях, что просто диву даешься, как это возможно было сделать при помощи того инструментария, что выбрал автор (который, к слову, не написал больше ни одно крупного произведения, зато то, что написал, по, на мой взгляд, претендует на звание шедевра). Потому как весь роман состоит сплошь из писем, которые даны в хронологическом порядке, являются "частью более обширной переписки различных лиц", и охватывают период из жизни героев с 3го августа по 14е января, всего 175 писем.
Читается очень легко и быстро - почти все письма короткие, а тому, кто переводил с французского, хочется сказать большое спасибо. Сюжет развивается очень быстро, и каждое письмо строго на своем месте (в примечаниях автор поясняет, что те письма, которые не прибавляли ничего к содержанию - а таковые безусловно были, в любовной-то переписке - были изъяты и не вошли в печать, как несущественные).
Меня со старта поразил контраст. Все начинается с писем Сесили, невинной девицы, по-сути, абсолютного ребенка, который не знает о жизни ничего вообще. Они такие наивные, что я невольно умилилась, вспоминая годы собственной наивной молодости (какое счастье, что я живу в совершенно иную эпоху!). Затем раздаются голоса маркизы и виконта - прожженых и циничных взрослых, которые слишком хорошо оба знают, чего хотят от жизни. Их письма сразу же очень оживляют повествование - с фривольной непринужденностью, очень игриво, но одновременно очень жестко они обсуждают весьма нелицеприятные вещи. Я теперь гадаю - входит ли эта книга в число обязательных к прочтению среди тех, кто решил посвятить себя пикапу? "Опасные связи" считается родоночальником психологического романа, и - я согласна - психологизма тут столько, что можно отгребать лопатой. Здесь уйма мельчайших деталей того, как рассуждает и ведет себя рассчетливый соблазнитель, что при этом испытывает и что думает его жертва.
Все герои живые. Каждый из них заметно меняется к концу книги, и автор блестяще сумел это передать. Книга, понятное дело, весьма нравоучительна - порок к конце наказан, добро торжествует, но... Счастливым концом здесь не пахнет и близко. Если бы герои жили в наше время, вероятно у некоторых из них еще был бы шанс. Но в ту эпоху - увы.
Что меня саму удивляет - я в чем-то сочувсвтую Вальмону, и именно его мне жалко из всех прочих героев романа. Ну и, пожалуй, президентшу де Турвель еще. Он совершенно рассчетливо и трезво мастерски играл с чужими чувствами, был, скажем откровенно, абсолютным моральным уродом. Он вечно гнался за удовольствиями - как плоти, так и духа (хотя эти удовольствия духа, по-сути, весьма и весьма извращенные) - перелетал от одной женщины к другой, словно огонь, который в лесу перекидывается с дерева на дерево (и, часто, с тем же результатом). И при всем этом, мне он почему-то симпатичен (кажется, тут наступает момент, когда стоит задуматься о собственном моральном уродстве). Он получал удовольствия, но следил за тем, чтобы его жертвы тоже получали свою долю (да, потом наступало жесточайшее похмелье, и таковы были правила игры, в которую он играл). И азарт охотника, или заядлого картежника гнали его все дальше и дальше. Пока сам не пал жертвой.
А вот маркиза какая-то слишком холодная, слишком циничная. Пока Вальмон гонится за удовольствиями и преследует только их - и это я еще с натягом могу понять, она - рассчетливо манипулирует другими просто так, из любви к искусству. И вся ее "миссия мстить за наш слабый пол" как-то у меня не вызвала сочувствия.
А как у вас, читавшие, распределились симпатии?