Анна Никольская - Я уеду жить в "Свитер"

Dec 14, 2017 14:26


Жила-была девочка Юля, у нее были обычные мама и папа. А у другой девочки Вероники папа был известный дирижер, а мама умерла. И папа решил оставить свою дочь в семье Юли.

Девочки были знакомы с детства, делали вид, что дружат, но Вероника страшно изводила Юлю, о чем у той остались тягостные воспоминания. Так что девочки снова начинают не ладить. Юля внезапно оказывается недостаточно хороша для своих родителей, подруг, во всем она недотягивает до блистательной соперницы. А та и не скрывает, что комната Юли дурацкая, музыку она слушает тупую, общество на новом месте тоже так себе. Ну и конечно "Из таких, как ты, не музыканты вырастают, а офисные работники. Бухгалтерши какие-нибудь или маркетологи. Человечки без ума и фантазии".
То есть поначалу все прелести подросткового конфликта налицо.

В логической второй части Юля прочитывает дневник Вероники. И сразу вспоминает, как Вероника в детстве прочитала ее дневник перед ребятами и глумливо комментировала написанное. Травма детства. Врага надо держать близко, и Юля уверенно идет на сближение. Вот они вроде как подруги уже, куда-то вместе идут, что-то обсуждают. Только вместо того, чтобы поглумиться над Вероникой перед классом, Юля показывает ее дневник взрослому вменяемому человеку - писателю, с которым была встреча в школе, и который очень нравится Веронике.
А потом ей становится стыдно.

Развязка шаблонная, но от этого не менее странная. Внезапно выясняется, что Вероника больна и может скоро умереть, что ее папа уже давно прижил ребеночка от новой сожительницы, ее собаку сдали в приют, но Вероника об этом еще не знает.
В приближении к концу Юля, как порядочная девочка, мучается от того, что поступила с Вероникой дурно. И тут звучит мораль в полный голос. Открытым текстом. "Ее, как и тебя, совесть тоже мучает. Только уже гораздо дольше, чем тебя". То есть Юля как бы пожалеть свою обидчицу должна. Ей так плохо, так плохо... И наверное, когда она третировала тебя еще ребенком, говорила гадости, подстраивала пакости, ей наверное тоже было так плохо?
Родители, оказывается, такую ситуацию попустили для Юлиного блага, чтобы она "росла через страдания". подленький какой-то мотивчик, на мой взгляд. А теперь не знают, что делать - Веронике нужно лечение, почему она при живом отце и двух бабушках находится в приживалках у посторонних людей, да еще и не в родном Петербурге, а в Барнауле? И ставят выбор перед Юлей. Типа ты решай, жить Веронике с нами, или отправим ее к родственникам.
И Юля, как порядочная овца девочка, отвечает - Пусть Верка остается.
И сразу начинает с Вероникой дружить, уже в больнице. Где Вероника признается, что всю жизнь завидовала Юле. Бог с ним, дети всегда завидуют тому, чего не имеют. И взрослые. Но есть вопросик - Юля в детстве тоже завидовала Вере. Но не пакостила, кишка тонка оказалась. А пожалеть Веру, когда она уже раздавлена болезнью, предательством отца, потерей всего своего мира - не тонка. Бедняжка Вера, вот тебе тортик, давай поболтаем, мы же подружки.

Если бы мой ребенок пришел и спросил меня - папа, что ты думаешь про эту книжку? Я бы не сказал ему, что Юля все правильно делает. А сказал бы, что я никогда не поступлю с ним так, как родители в этой книжке - все родители. Одинаково подленькие.
Веронику жалко, потому что она во всем - жертва обстоятельств. Я не видел, чтобы ее спросили - хочешь жить в Питере у бабушки, или с отцом по гастролям? Или хочешь на раскладушке в чужой квартире, в чужой комнате, городе, одна? Не Веронику спрашивают - ты еще хочешь здесь остаться, здесь врачи вроде ничего... или хочешь домой в Питер перед смерью родных повидать? На обиженного подростка складывают ответственность и обязательство быть великодушным.
И Юлю жалко. Она стремится во всем быть хорошей, все правильно делать. Она не говорит - Ни за что не буду жить с этой стервой, лучше в интернат, или она или я! Она не говорит - слушай, отстань от меня, живи своей жизнью. Она не говорит - пусть Вера уедет - хотя это будет честно. Она даже не говорит - А что сама Вероника думает? Ей нравится? Она хочет остаться? Она эту ответственность принимает. И пытается нести.

Сомнительная, на мой взгляд, проза. Подростковая это да. В целом качественная, с реалиями жизни типа ЕГЭ или мобильников. Но если вдуматься... Спорная.
Читали? Дети ваши читали? Что вы об этом думаете?

21 век, подростковый, Н

Previous post Next post
Up