Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом

Sep 24, 2017 10:37



Анна Каренина и Мартин Иден - наверное, самые знаменитые самоубийцы мировой литературы после юного Вертера; но они же, по-моему - еще и самые неверно интерпретируемые, причем эта неверность - зеркально симметричная.



Анну нам преподносят как героиню, следующую страсти вопреки общественным условностям, но на самом деле эти условности - единственное, что ее занимает. Считается, что она ужасно страдает от вынужденной разлуки с сыном - но о нем она вспоминает только изредка, а то, что она не может появиться с Вронским в театре, огорчает ее куда больше. Настоящей лакмусовой бумажкой служит ее отношение к дочери, которая, с одной стороны - дочь любимого мужчины, а с другой - незаконный ребенок. Последнее обстоятельство решительно перевешивает: дочь Анне противна. Так что Анна - это тот же Жюльен Сорель: тот не имел положения в обществе и был готов на все, чтобы его получить; этой такое положение досталось от рождения, но, утратив его, она бросается под поезд.

А вот Мартин Иден, наоборот, трактуется критиками как жертва беспощадного буржуазного общества. Между тем, общество тут совершенно ни при чем: рассказы Мартина в конце концов напечатали, и перед ним открылась карьера успешного писателя. Его трагедия - глубоко личная: разочарование в любимой женщине, которого он не смог перенести.



«В салоне у Бетси Тверской» Ореста Верейского (1979-1981)
(фото отсюда)

20 век, Лондон, Толстой, 19 век

Previous post Next post
Up