Увидела в одном из книжных магазинов и поняла, что надо брать. Знакомство с творчеством этой дамы у меня случилось еще, кажется, в 93-м, с "Цинковых мальчиков". Они были опубликованы в 1990м в журнале "Дружба народов", который выписывала моя бабушка. И вот, будучи у нее на каникулах, от нечего делать я стала перебирать журнальные завалы. Сейчас это единственная книга из цикла "Голоса Утопии", которой у меня нет в печатном виде. И единственная, которую я не перечитывала 2-3 раза. Остальные- это "У войны не женское лицо", "Чернобыльская молитва", "Последние свидетели", и эта, пятая. В красивой суперобложке, с указанием на то, что автор- лауреат Нобелевской премии.
Подписано в печать 09.10.2015, а год выпуска рядом с названием издательства стоит уже 2016й. Вот так.
Поняла, что надо брать, потому что это хоть и субъективная, но история. Хотя в последнее время автор выдавал такие "перлы" в прессе, что эту последнюю книгу я читала с некоторым предубеждением: наверняка будет клеймить нынешнюю российскую власть. Вроде обошлось, но из всех пяти книга оставляет самое тягостное впечатление.
Такое ощущение, что это какая-то "сборная солянка" из всего, что не вошло в предыдущие четыре. Совершенно бессистемное изложение: монологи свидетелей армянских погромов, участников войны в Афганистане и Чечне, стоявших на баррикадах в Москве в августе 1991 и октябре 1993го...
Во многих монологах мелькают фразы, что рассказывают об этом впервые. Я читала с ужасом думала: сколько лет человек _такое_ в себе носит. Это не в книгах должны публиковать, а в психиатрических альманахах. Столько нечеловеческой боли и страданий. Ну ладно, я понимаю, что тогда не было культуры обращения к психологам и психотерапевтам, но сейчас? ведь многие монологи записаны совсем недавно. Нельзя, нельзя с этим жить.
Я не сомневаюсь в том, что Алексиевич заслужила свою Нобелевку- до нее так не писал никто. Я сомневаюсь в том, что ее можно назвать автором этих книг, потому что авторского текста там почти нет. Это даже не журналистика, потому что журналист хотя бы вопросы задает, когда берет интервью. А тут- включен диктофон и свободный поток мыслей. Поэтому ставлю тэг "публицистика", на художественную литературу это, имхо, не тянет.
Хотела после прочтения дать книгу родителям, а теперь решила: не дам, даже если попросят. Возраст у них уже не тот, чтобы читать эту жуть. Расстроятся, давление подскочит, нафик- нафик...