Про синдром дефицита внимания и гиперактивность (аббревиатуры: СДВ, СДВГ, по-англ. ADD, ADHD) существует океан литературы по-английски, море разливанное по-немецки/французски/итальянски и постепенно начинает прибывать по-русски. Впрочем, на русскоязычном пространстве все еще часто воспринимается в штыки (нету, дескать, такого заболевания и/или особенности мышления), но на уровне профессионалов понимание уже имеется.
Меня лично интересует СДВ(Г) у взрослых (т.к. я уже большая девочка), но меня часто спрашивают о детских нюансах. И я согласна, что дети, безусловно, важнее, - уже хотя бы потому, что они будут ведь когда-то взрослыми. От читающих по-русски и живущих в России можно услышать, что по-русски найти уже можно довольно много и подробно о том, что это такое, но сложнее найти ответы на классический вопрос - что делать??? Как помочь ребенку? И недавно я прочла книгу, в порядке исключения по-русски (я, в основном питаюсь англо-немецкоязычной литературой по вопросу), про которую я бы хотела немного рассказать. Речь в книге идет как о взрослых, так и о детях, как о теории (что это такое?), так и о практике (что делать? как с этим жить?).
В.Г. Малышев. Актуальные проблемы развития ADHD-синдрома. М., 2009.183 стр. Тираж 500 экз.
Книга произвела на меня немного странное впечатление, хотя я чего-то в этом роде и ожидала, прочитав аннтоцаию. Она действительно рассчитана в меньшей степени на любопытствующего читателя, родителя и/или «пациента». Очень выбивается 3-я глава о роли эндогенных факторов в развитии СДВГ - нейрофизиология синдрома то бишь, экспериментах с мышами и проч. Интересно, но читать ее неспециалисту довольно тяжело (мне, во всяком случае, было тяжело, хотя я и занималась очень серьезно биологией в своей время), я полагаю, она представляет интерес больше для биологов, нейрофизиологов. По объему - 70 стр. - занимает ровно половину текста книги. Я частично прочитала и потом просто пролистала, но собираюсь вернуться к ней. Очень солидная научная библиография на 40 страницах, но опять же, скорее для специалистов.
Остальное - про нас и для нас (и наших несчастных родственников): общие сведения, диагностика, клинические проявления (это первые две главы). Что такое СДВГ, как он проявляется, симптоматика, различия у детей, взрослых, женщин (женщины судя по всему отличаются как от детей, так и от нормальных людей, по мнению автора :)).
Все это в принципе представляет собой качественный реферат из различных, в основном англоязычных, источников. То есть, если у вас дома несколько полок с литературой по этому вопросу на разных языках, как у меня, то скорее всего ничего нового вы не вычитаете. Хотя кое-какие акценты для меня, с моими полками, были новыми и интересными. Полагаю, что за счет напрочь отсутствующе западной политкорректности, когда человеку не пытаются в лоб сказать, что он больной, криминогенный, опасный итд., - берегут и без того вибрирующую психику и выбирают выражения. Профессор Малышев не бережет, зато кое-что четче прописывается. Ну, это скорее, плюс, если успеть успокоительное принять :). Если библиотеки по теме вы пока еще не собрали, то это очень хорошо описанные проявления и особенности СДВ, знать которые очень и очень небесполезно.
На реферативность я не в обиде, потому что написать в этой области что-то новое уже сложно - феномен ADHD уже слишком давно привлек к себе внимание и описан он очень хорошо и детально. Тут можно соревноваться в изяшности, внятности и обаятельности изложения. Обаятельности нет и в помине, да и изложение, как свойственно реферативной литературе, не без повторов и противоречий, но в силу своей избыточностью все время цепляет, то одним, то другим.
Для примера, пассаж со стр. 17, очередное обощение со ссылкой на Manuzzi:
Взрослые с ADHD-синдромом очень трудно адаптируются к социуму, часто меняют профессию, не могут вовремя завершить образование, проявляют неорганизованность и непостоянство в поседневной жизни.
Получить полноценное и хорошее образование мне труда не составило - но очень по «шерстке», не пошла туда, куда было «тоже интересно», а вот туда, куда было и так понятно, что легко и непринужденно все получится - на филфак. А вот про часто меняют профессию - это интересно, я ее не меняла, но сколько же различных видов деятельности я совмещала одновременно, сколько одновременных проектов я делала, куда меня только не кидало. И если меня куда-то кидало, то я отдавалась этому полностью и с ажиотажем. Я сейчас думаю, что именно потому, что я так потакала своим интересам и постояно шла по пути наименьшего сопротивления, я чего-то вобще в своей жизни достигла - ну не считая СДВГ...
После нейроизиологической главы, для тех, кто ее осилил, в главе Значение факторов внешней среды и в реализации ADHD-синдрома идут в числе прочего и советы, что делать, как быть, что можно предпринять. То есть так сказать, практическая и полезная часть. В фокусе и дети, и взрослые. Я приведу несколько примеров. С. 122-123:
По мнению ученых таких-то нежелательна работа, связанная с:
- монотонностью выполнения,
- конвеерностью,
- вынужденным пребыванием на одном месте,
- пербыванием на высоте или применением опасных для жизни подручных средств,
- экстремальными условиями выполнения производственного процесса, а также с большой физической и психической нагрузкой.
К каждому пункту имеется комментарий - почему - и с ними трудно не согласиться. Трудно только иногда найти соответствующую работу, не правда ли? Но по крайней мере, человек, лишенный специфического призвания, знает, чего избегать.
Дальше - весело. Психологи дают советы по оптимальной адаптации к производственной среде (опять же опускаю комментарии).
1. Попробуйте видоизменить окружающий социум.
2. Повышайте свой имидж до уровня восхишения вами.
3. Соизмеряйте свои же лания и возможности при реализации поставленной задачи.
4. Разделите большую по объему задачу на ряд логических составляющих.
5. Расположите вес компоненты реализуемого проекта по приоритетам.
6. Создайте позитивный настрой на вполнение творческой работы.
7. Найдите наиболее удобную обстановку для реализации поставленной задачи.
8. Планируйте кратковременные перерывы между делами, чтобы собраться с мыслями, потому что при СВДГ творческая активность сравнительна невелика и малопродуктивна. (Вот этот пункт меня просто выбил из колеи. А сотней страниц назад цитировалось про творческие вершины, которых достигают носители синдрома и вообще высокий творческий уровень - и это общее место. Congiuntivo)
9. Для фиксации нужной инормации постоянно пользуйтесь зап.книжкой или диктофоном.
Это общие советы, потом идут еще 17 пунктов для тех, чья «профессия связана с реализацией межличностных отношений» (вот таким замечательными канцеляризмами монография изобилует, между прочим). Из этих 17-ти мой любимый - шестой:
6. С оптимизмом ожидайте появления депрессии после эмоционального подъема.
Вообще эта глава, пожалуй, самая полезная своей конкретикой в направлении что делать и как помочь. Чтобы помочь, надо понимать, в чем, собственно проблема. Напр., верно подмечено про жизнь в нереальных мечтах и постоянно построение глобальных планов, заканчивающихся их крушением, требует коррекции, причем не только коррекции поставленных задач, но и последующих проблем «после бала» - помочь избавиться от страхов, желания стать незаметным (особенно у детей - про детей вообще довольно много), некорпоративности итд. Все верно.
Что меня тут отчасти раздражает? Несколько прекраснодушные требования к окружающим, учителям, соученикам, коллегам, которые должны держать вштате опытных психологов и вообще всячески помогать креативным мечтательным хаотам. Как будто им до нас есть дело. Как будто они только и мечтают, что заботиться о людях сомнительного психического здоровья с криминогенными наклонностями, сварливых, строптивых, депрессивных, хаотических и иногда кратковременно не лишенных, может быть, обаяния. Как будто вообще можно общение по работе начать с того, что поделиться своим диагнозом и весь рабочий коллектив будет занят исключительно штудированием литературы вопроса и созданием райских условий для НАС. Не смешите меня. Ни в одной стране, ни в одном коллективе это не произойдет. Даже если это коллектив психологов, которые в теме, - и среди них найдется достаточно завистников или негодяев или просто равнодушных - как показывает (если не врет интернет) невеселый личный опыт самого автора книги, имеющего несчастье быть талантливым ученым.
В общем я не могу однозначно посоветовать покупать или не покупать монографию Актуальные проблемы развития ADHD-синдрома профессора В.Г. Малышева, как меня спрашивали. Лично мне книга понравилась. В аннотации совершенно верно написано, что она для мед.работников и психологов. Думаю, даже и социальные работники ее не все уже не потянут. Вот почему тираж-то 500 экз?
Ну и в качестве постскриптума: искала хоть немного про автора этой монографии, никаких его контактов нет, ни в жж, ни на фейсбуке, и про него ничего, кроме
одной статьи, которая повергла меня почти в депрессию. Хочется надеяться, что с тех пор что-то изменилось или, может, в статье немного преувеличили, но читать было грустно.