Своеобразная вещь. Художественно оформленная автобиография: несколько лет из жизни одного мальчика, а потом юноши, пришедшихся на период до, во время и после второй мировой.
Если правильно помню, то стала читать эту книгу, потому что в сообществе было о ней упомянуто в том духе, что она о том, как себя чувствовали немцы в это время. С этой точки зрения книга мне показалась не особенно информативна. Частично это из-за везения Грасса - он столкнулся с настоящими военными действиями только под конец войны. Ну и, если я насколько я поняла, это часть идеи: показать, до чего идиотским образом можно влезть в совершенно неприглядное предприятие, если ничто этому не препятствует. Впрочем, какой-то особо глубокой, раскрывающей глаза рефлексии на тему нацистской пропаганды в книге нет.
С другой стороны - какие, к лешему, политические рефлексии у пацана четырнадцати лет? Он просто делает то, что ему в голову взбредёт под влиянием окружения и всё. Смотрит себе пропагандистское кино про арийцев - военных героев, а про концлагеря и горы трупов там не было. Грасс описывает именно это.
Но собственно "нацистской" стороне истории повествования уделено не так много места. Это в первую очередь творческая автобиография: что Грасс читал, рисовал и как шёл к скульптуре и писательству.
Рассматривать книгу как сколько нибудь-надёжный источник фактов мешает и специфический стиль Грасса: он часто описывает какой-то эпизод, а потом начинает говорить: а может это было и не так, может, это было так-то и так-то, а может, вообще совсем не так, а может и не было вообще. К этому надо привыкнуть. Есть и интересные эпизоды, но он их столько раз успевает пережевать, рассказывая при этом, в какой из книг он их использовал и с какими изменениями, что они становятся неинтересными.
Помимо этого, довольно-таки раздражала своей искусственностью метафора с луковицей (ну кто, кто читает что-то на луковых чешуях?). И постоянные попытки автора пригласить каких-то неизвестных мне персонажей к себе на обед, приготовить им то-то и то-то, и они будут рассуждать о том-то и о том-то.
Дочитала книгу в основном из-за того, что к середине уже притерпелась, поняла, что ожидать, и неинтересное пролистывала. Было ленивее бросить, чем дочитать.
Пожалуй, интереснее и яснее всего в книге для меня стало послесловие переводчика. Там рассказывается, кто такой Грасс для Германии и почему ему стоит верить, когда он говорит, что никого не убил, пока был в СС. Пожалуй, можно было прочитать послесловие вместо книги: и быстрее, и уважения к автору больше.
Впечатление от книги осталось смешанное. Как книга мне она не понравилась, но чувствуется, что автор незаурядный (впрочем, думаю, это заслуга послесловия). Попозже попробую что-нибудь из его других книг.
Кто-нибудь читал его более ранние книги ("Жестяной барабан", "Из дневника улитки" и др.)? Как впечатления?