Все мы родом из ЖЭКа

May 06, 2015 14:59


                Илья Кабаков “В нашем ЖЭКе"

Еще одну книгу из серии “Библиотека московского концептуализма" удалось мне приобрести на Книжном Арсенале - 2015 в Киеве: “В нашем ЖЭКе” Ильи Кабакова. Что, вообще говоря, можно считать своего рода удачей: не каждый день попадаются на глаза издания тиража до тысячи экземпляров.

Восторга по поводу данного текста у меня было на порядок меньше, чем от “Диалогов” Кабакова с Борисом Гройсом и его же “Каталога” (интересующиеся могут погуглить мою рецензию на эти книги, называлась она “Искусство как повод поговорить"), однако причина скорее из разряда “хорошо, но мало”. Вдобавок, “В нашем ЖЭКе” - еще и очень смешная книга. Правда, чувство юмора у читателя подразумевается слегка специфическое. Что и говорить, художники-концептуалисты круга Кабакова были люди не только умные, но и веселые. Никто не стебался над совком и жэковским менталитетом так тонко и так изощренно, как они.

      Вот, к примеру, помойное ведро. Что может быть мерзостнее? Разве только расписание выноса этого самого помойного ведра, составленное для обитателей некой условной коммунальной квартиры на годы вперед с маниакальной дотошностью. Никого не волнует, что какой-то Иван Сидоров, живущий в этой квартире, через пять лет может и переехать, или слечь с болячкой, да и вообще помереть. Никого не волнует, болен ты или давно отдал богу душу: есть Ведро, оно с неумолимостью вселенского закона нависло над тобой. Это авторское высказывание, скрытое под личиной добротного жэковского стенда, так смешит, что временами даже страшно.

Помимо черного юмора в кабаковском тексте есть и много серьезного контента, например эссе “Два железнодорожника”, для которого напрашивается альтернативное название, что-то вроде “Метафизический опыт больного на голову художника на вокзале”. И да не покажется вам, что я пробую язвить или издеваться: у художника и правда голова устроена немного не так, как у обывателя. И ему, художнику, в силу этой инаковости ой как непросто.


Но непросто и обывателю: ведь как читать такое искусство, если голова-то не переделана?

Ну и под конец традиционно о выводах. На скупом и в массе своей тошнотворном совковом материале Кабакову и компании удалось сколотить весьма солидный эстетический капитал. Этот факт, по идее, должен неслабо окрылять сонмы творческих  %username%-ов, которые в поисках вдохновения рвутся в какие-то непонятные далекие дали. Вам мало вдохновения? Самый главный художник России И. Кабаков по секрету расскажет, где его достать:  ул. Прохорова, 8, 2-й подъезд, вход со двора, в подъезде - вниз, налево...

20 век, публицистика, советская, искусство, современная

Previous post Next post
Up