"Ночь нежна" Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Jun 19, 2014 15:35

Повествование построено особым образом и необычное построение является ключевым для понимания всего романа. В центре внимания - жизнь богатой супружеской пары - Дика и Николь, но то и дело внимание соскальзывает на задний план, где происходят события как с второстепенными персонажами, так и вовсе c посторонними безымянными людьми, как бы по случайности попавшими "в кадр", и по накалу страстей эти параллельные события равны или даже превосходят силу душевных волнений главный героев. Убийства и фейерверки, револьверные выстрелы и залпы шампанского, дуэли и драки, встречи и проводы, шум вокзальной толпы и ярмарочное веселье. И масштаб событий, происходящих с главными героями, уменьшается, создаётся ощущение суетности, мельтешения, к тому же герои много путешествуют, переезжают с места на место и всегда в сопровождении попутчиков, с многочисленным скарбом и разговорами, интимную атмосферу тет-а-тет постоянно нарушают "третьи лица", вмешиваются и мешают,
и за счёт этого судьбы Дика и Николь - точно два соединившихся ручейка в огромном водовороте жизни.
Авторский приём отвлечения читательского внимания от основного действия на "массовку" особенно эффектен в конце романа, когда Николь изменяет Дику с давним своим поклонником, у неё новый мужчина, новый этап, и тут же под окнами отеля слышится шумная гулянка выпивших матросов: вот они горланят пьяные песенки, вот дерутся, вот отплывают, в номер к уединившейся парочке врываются портовые шлюхи, выбегают на балкон, пронзительно кричат, одна из них срывает розовые трусики и машет ими, прощаясь с матросами. И значительность произошедшего в жизни Николь для читателя снижается, картинка мельчает и смазывается, трагизм свершившегося предательства сменяется фарсом, а любовная сцена между Николь и Томми приобретает оттенок пошлости. Потом Дик, Николь и Томми сидят втроём в городском кафе, решаются их судьбы, но уличный гул нарастает, набегает толпа зевак к финалу большой велогонки, крики болельщиков, шум и гам, в котором тонет важный разговор троицы.

Там на Таити вдали от событий
Мы будем с тобой вдвоём.
В тиши ночной - мы под луной,
Лишь я с тобой, и ты со мной... - напевал Дик,или доктор Дайвер - талантливый врач-психиатр, наделённый даром обаяния, душа компании, он притягивал к себе людей. Так он привлёк юную Розмэри - начинающую актрису, и многих других окружающих его, восхищающихся, благодарных, но, в общем-то, случайных и не нужных ему людей,которым легко и весело рядом с Диком,как на курорте под лучами яркого ласкового солнца. Но кого они все любят, кем восхищаются? Где его истинная суть, а где обворожительный и безупречный образ? Что настоящее, а что наносное и суетное?
Дар обаяния сыграл с доктором Дайвером злую шутку. Под него подпала Розмэри (и не зря она актриса - лицедейка, сама умеющая напускать чары, и не зря он ей не верит), но он поддался искушению..Розмэри молода и красива,к тому же влюблена и на всё согласна.. и связь с ней стала началом его падения.
Он осознал, что
Одна у него любовь- Николь; пусть нередко ему и тяжело с ней, а всё-таки она его единственная настоящая (с)
Дик ошибся, обманулся, погнавшись за иллюзией, предав настоящее, и понял это.
И уже не простил себе свою слабость.
И как только Дик отключил внутренний свет, утратил шарм, стал много выпивать, стал несносным в общении, все постепенно отдалились и покинули его, и последней ушла Николь.
Мир двоих хрупок, и как часто в интимное пространство, предназначенное для двоих, вторгаются лишние и рушат его,или мы сами по неосторожности впускаем их, нарушая гармонию. Действие романа начинается на Ривьере, где Дик и Николь жили уединённо на вилле высоко в горах, вели замкнутый образ жизни, как будто что-то хотели сберечь... но не сберегли.
Их отношения были подобны сообщающимся сосудам, где он был переполнен энергией, а внутри неё царила Пустота. И что их связывало? Любовь ли? Или болезненная зависимость надломленного существа от более сильного и полноценного? А может быть, любовь и была для неё спасением, а её спасение и было смыслом всей его жизни?
Роман, оставляющий множество вопросов, и в поиске ответов хочется взять его в руки и перечитать заново.

Фицджеральд, 20 век, классика, американская

Previous post Next post
Up