Сергей АЛЕКСЕЕВ "Славянская Европа V - VIII веков".
Книга современного российского учёного, доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории Московского гуманитарного университета посвящена ранней истории славянских народов. Работа достаточно большая по объёму и серьёзная. Привлекая большой материал: письменные источники, данные археологии, этнографии, лингвистики, автор пытается проследить судьбы славянских племён на предгосударственном этапе их истории. Рассказывает об их образе жизни, общественном строе, религии, миграциях.
Конечно многое приходится восстанавливать лишь предположительно, по многим вопросам есть разногласия среди исследователей. Но автор сообщает читателям и другие точки зрения.
С самого начала и в ходе последующей истории славянские племена принимали в свой состав и ассимилировали представителей других народов - иранцев-алано-сармат, тюрков, германцев, балтов, финнов… Так что бредни националистов разных славянских народов, пытающихся разобраться у кого кровь чище, бредни и есть. Никакой «чисто славянской крови» не было практически с самого начала.
Многих, наверное, заинтересует какого мнения придерживается автор относительно начала Руси. Споры норманистов и антинорманистов до сих пор будоражат общественное сознание. Вообще-то само образование Древнерусского государства, призвание Рюрика и т.п. находится за хронологическими рамками книги, и автор его не касается. Но вопросу начала Руси посвящена последняя глава. И здесь автор выдвигает оригинальную гипотезу, представляющую своего рода компромисс между норманизмом и антинорманизмом. Думаю, будет лучше не пересказывать её своими словами, а процитировать основное:
Как же развивались события? Ход их вполне поддаётся восстановлению, если идти от накопленных наукой источниковых данных. В VI в. в языке западных финнов появилось воспринятое от скандинавов слово ruotsi. Оно стало обозначать чужеземцев, приходивших из лежащих вокруг Балтики земель на финские земли. … Во всяком случае, когда в конце VII в. в нижнем Поволховье закрепились словене, они уже стали для окрестных вепсов и вадьялов ruotsi. Это значение закрепили тесные контакты словен с заморскими ruotsi - скандинавами - в VIII в., когда во главе данов и свеев встали выходцы из словенского Поволховья.
Где же произошло восприятие слова «русь» славянами и возникновение особой группы населения «русь»? Ответ очевиден - в Ладоге, в месте теснейшего общения финнов, славян и скандинавов. При этом участие скандинавов играло второстепенную роль. «Русью» стали звать себя славяне, именно смешивавшиеся с туземными финнами и знающие их речь. Всё это указывает на 780-е гг., время после перехода Ладоги в руки словен. В Ладоге тех лет было крайне мало скандинавов, по крайней мере - людей скандинавской культуры. В то же время население оказалось достаточно пёстрым, чтобы из смешения разных племён возникла особая группа людей, не причислявших себя в строгом смысле ни к одному. Они и приняли название - «русь». В основном это были, конечно, славяне и финны, свободно владевшие языками друг друга, связанные кровными узами.
«Русь» изначально явно не была «племенем», «родом» в привычном смысле, но слиянием людей из разных «родов». Слияние это происходило на почве не столько даже взаимного свойства, сколько общих интересов. «Русь», чему достаточно свидетельств от IX-X вв., - прежде всего, общественная группа. Древние русы жили торговлей на речных путях Восточной Европы, а если требовалось - военными набегами. И это тоже указывает на Ладогу, важнейшее звено в торговой системе 780-х гг. Разноплеменная дружина «русь», сложившаяся в граде к этому времени, и взялась за освоение великого Волжского пути. Сначала - в качестве посредников осевших в Ладоге персидских стеклоделов. Потом - уже, наверное, через год-два, - самостоятельно. Вообще, события, связанные с появлением руси и расширением её влияния, происходили стремительно и заняли не более двух десятилетий.
Однако эта разноплеменная вольная дружина, независимая от родоплеменных властей, выламывалась из устоявшегося уже строя жизни Ладоги. Ладога рубежа веков - верный партнёр словенских князей-волхвов из Любши - была не лучшим местом для проявлений независимости. Русь не находит себя в общине Ладоги. Конфликтов происходит тем больше, чем больше молодых словен и вепсов привлекает богатая и свободная жизнь бродячих купцов. У умножившейся руси появляется стремление создать собственную общину, в конечном счёте - стать отдельным «родом». Русь сохраняет Ладогу как родной очаг, как верный тыл, продолжает обогащать её - но в возросшей своей массе сдвигается на юг.
Какая-то часть руси осела в Городке у порогов - важном пункте на пути ладей с восточным серебром. Но основная масса выстроила и населила неукреплённую весь гораздо выше по реке, в будущей новгородской округе. Это древнейший населённый пункт с названием Руса… Появляются русы и в Южном Приильменье, в окрестностях будущей «Старой» Руссы. Судя по большому количеству произведённых от слова «русь» географических названий, сюда в итоге и стянулась основная масса руси. Её памятники - сопки ещё VIII в. на Порусье и Ловати. Здесь располагались поселения, чьи жители занимались ремеслом. К моменту прихода в южноильменскую «Руссу» численность руси (с учётом семей) возросла уже до нескольких тысяч. В том числе за счёт присоединившихся местных жителей…
Археологические материалы конца VIII в. - когда только и можно говорить о факте появления руси - довольно однозначны. Скандинавский элемент в среде русов Поволховья и Поильменья того времени крайне мал, если не ничтожен. Русы не являлись заморскими пришельцами - ни норманнскими, ни западнославянскими. Никакого племени «русь» за пределами исторической Руси никогда не существовало. При всей своей разноплеменности русь являлась исключительно местным образованием. Самый значительный её неславянский компонент - финский, вепсский. Но и он по материалам тогдашней Ладоги явно уступает словенскому. Хотя при движении руси вверх по Волхову от Ладоги процент финнов как раз мог возрастать за счет вадьялов и «чуди». Итак, поздние новгородские предания справедливы в том смысле, что именно словене «прозвались русью». Только в IX-X вв. в связи с увеличением доли скандинавов и их проникновением на юг по Днепру там «русь» какое-то время воспринималась как нечто инородное. Именно тогда у части славянских племён и у южных их соседей «русы» оказались тождественны на время «норманнам». Но ненадолго - уже к концу X в. появляется общепринятый термин «варяги», а слово «Русь - русь» становится обозначением всего Древнерусского государства и, наконец, киевских полян как жителей его столицы. Последний смысл впервые чётко определяет Нестор: «поляне, которые ныне зовутся русь». В конце же VIII в. русь действительно являлась «викингами» - словенскими викингами, бродячими дружинами воинов и торговцев.
В общем, версия не хуже других. А как оно было на самом деле, боюсь без машины времени не разобраться.
Недостаток книги: мало карт и те плохонькие.