На пороге эры telecom-sapiens’а, или «Комьюнити» А. Иванова

Jan 17, 2014 16:52



«Комьюнити» у А. Иванова - вторая книга про дэнжерологов, ну, тех, что охотятся за смертельно опасными артефактами. Первая была «Псоглавцы». Вроде как они составляют дилогию… Дилогия - значит, что-то общее.

Сильно рефлексирующий и вполне интеллектуальный герой имеется и там, и там. Можно даже сказать, что герой - и там, и там - наиболее (или один из наиболее) человечный человек. Но если в первом романе герой - откровенный босяк (хотя и не без перспектив), то во втором - успешный «selfmaker», не предприниматель или торговец не важно чем, пусть и работающий, но уже почти оторвавшийся от народа (из которого не так давно вышел) и этот народ презирающий, как, например у О. Славниковой в «Легкой голове», а пробившийся специалист (хотя правильнее было бы сказать, замеченный и пристроенный в нужном месте харизматичным боссом-предпринимателем).

И там, и там впечатляющая научная проработка субстрата «смертельно опасной темы» - исторические и прочие экскурсы посредством всезнания Интернета, весьма достоверная и весьма обширная эмуляция бложного обсуждения и СМС-переписки.

Если в первом романе артефакт был материальный, то во втором - семантический, своего рода, магический ритуал. Правда, по ходу выясняется, что артефакт-то тут дутый - да, до последнего все разговоры об артефакте, но по существу-то вся механика процесса представляет собой программную, на уровне гениальности, реализацию возможностей современных телекоммуникационных технологий, имеющую конкретного автора. «Волшебный артефакт» - только красивая обертка, замануха и одновременно отвлекуха. Никакой аккумуляции энергии прошлых культур здесь нет - эта опция не востребована, а стало быть, и об артефакте говорить нельзя. Разве что считать таким артефактом всю телекоммуникационную систему современной цивилизации… Это первый, можно сказать, прокол в денжерологии «Комьюнити».

И, наконец, дэнжерологи. Если в первом романе они появляются чуть ли не на первой странице, обуславливая сюжет (не было бы заказа с их стороны - не было бы и всего действа), то во втором - уже минуя середину текста - как раз когда начинаешь задумываться о том, отчего эта книга включена в дилогию, если никаких специалистов по опасностям до сих пор не нарисовалось. Но теперь денжеролог - лицо случайное, «просто прохожий», такая же жертва разворачивающегося действа, как и прочие герои. И нужен он только для приклеивания к процессу «правильного» названия. Смыслов это, в целом, не добавляет и на сюжетную линию никак не влияет. Это второй прокол в денжерологии «Комьюнити». Ошибка? В какой-то мере, да. Но роман это не портит - он выходит за рамки жанра и осмысливает нечто большее - наше ближайшее будущее как цивилизации. На таком фоне блекнут любые артефакты.

Современная цивилизация - цивилизация информационных технологий: Интернет, мобильный телефон, интерактивные СМИ. Человек всегда на связи (даже когда вне зоны досягаемости), «человек - это его айфон». Мы на пороге эры telecom-sapiens’а - телекоммуникационного человека и одновременно все более разумного телекома. Но так ли все просто с этой уже почти реализовавшейся перспективой? Нет ли там каких подводных камней?

«Комьюнити» приоткрывает дверь в почти наступившее завтра… И мы получаем антиутопию, вернее, преантиутопию: Мордор еще не наступил, но уже очень страшно, а главное, бежать-то некуда - не завтра, так послезавтра, но именно к этому нынешнее развитие телекоммуникаций и приведет. К чему? Да к программированию человеческого мировосприятия, а стало быть, и к управляемой виртуализации его бытия. И хорошо, если все-таки управляемой…

Кто-то полагает, что образы в голове - фигня, никак не пересекающаяся с реальностью, и потому существенного значения не имеющая? Но реальность мы воспринимаем через собственные определенным образом сформированные представления, через информационную призму - и никак иначе! Причем наше видение окружающего мира - наше только формально: то, что мы видим, что себе представляем - это сумма впечатлений всех членов общества, это коллективное творчество. Таким образом, для человека реальность - это виртуальность, с той или иной корреляцией отражающая действительность, но никогда не отражающая ее абсолютно адекватно (а часто не отражающая ее даже приблизительно). А информационная призма - это в известном смысле программа, вернее, пакет программ. И черт его знает, какие там есть специфические программы и к чему может привести их инициация…

У героев романа, например, должным образом проведенная инициация сторонним, так сказать, оператором повреждает картину мира, изменяет мировосприятие. И повреждение это оказывается так же смертельно, как для тела повреждение органическое, нанесенное вирусом. Тотальное быстрое саморазрушение. Как когда-то от чумы…

Кому-то покажется, что вся эта заумь не имеет к роману никакого отношения, а роман - просто детектив с элементами хорора. Нет, все это написано самим А. Ивановым. Почти в тех же самых выражениях. Я только перепаковал чуть поплотнее.

Читая критику и отзывы на произведения А. Иванова, не перестаю удивляться, что их авторы находят все, что угодно, кроме того, что написал сам Иванов! А ведь он вообще все пишет открытым текстом. Не только в этом романе, в прочих тоже. Ничего между строк искать не надо. Это, кстати, показывает, что Иванов - традиционный писатель типа классиков вроде Толстого или Достоевского. У тех тоже все по нескольку раз пережевано для бестолкового читателя. Но, видать, читатель нынче пошел настолько бестолковый, что уже разучился не только понимать явно выраженные мысли, но и вообще их замечать.

И, Иванов

Previous post Next post
Up