Уильям Голдинг "Повелитель мух"

Jan 12, 2014 17:04


Человеческая душа - тёмная бездна, полная неожиданных открытий. И если долго вглядываться в её пучины, можно обнаружить жестокость, которая сдерживается лишь правилами и законами, моральными устоями, навязанными родителями, окружением, старшими, цивилизацией. Но стоит этим рамкам исчезнуть, рухнуть, окажется, что сдерживающих барьеров больше нет, и вот тогда наружу из этой бездны выходит Зверь, дикий, неистовый, нечто древнее, что до сей поры спало тихим и, казалось бы, беспробудным сном. И какой же ядерный коктейль получается, если смешать разум и смекалку человека с его внутренним Зверем, для которого стираются границы добра и зла и важно лишь выживание. А выживает, как водится, сильнейший.

Но в чём сила? В том ли, чтобы крушить, уничтожать всех, кто слабее, поднимаясь по иерархической лестнице к самым высотам? В том ли, чтобы заставлять окружающих повиноваться беспрекословно, держать их в страхе и ужасе? Может быть, сила в том, чтобы оставаться человеком даже в самых невообразимых ситуациях? Добрым, справедливым, честным. Может быть, сила в том, чтобы сдерживать своего внутреннего зверя, чтобы оставаться человеком не потому, что таковы правила цивилизованного общества, а потому что хватает мужества не опускаться до примитивного поведения диких племён?

"Повелитель мух" - потрясающая книга, написанная живым ярким языком, так удивительно создающим атмосферу сначала беззаботности, потом всё нарастающего напряжения и дикой, устрашающей кульминации. Читать её было одно удовольствие. Остров рисовался мне так, словно бы я сама на нём побывала, а мальчики каждый по-своему проявлял свою индивидуальность и неподражаемый характер.

Самое страшное в этой книге то, что звериное начало оказывается сильнее и одерживает верх над разумными доводами... Зверем быть проще, чем человеком: идёшь напролом к своей цели, не гнушаясь ничем, и всё. Человеку же нужно сохранять достоинство, быть честным, справедливым, уметь прощать, слушать. Это сложно и может привести к гибели, если впереди лишь неудержимая животная мощь, не знающая пощады. Но в этом и есть настоящая сила.

английская, антиутопия, Голдинг

Previous post Next post
Up