"Страх полёта" Эрики Йонг и "Прелестные картинки" Симоны де Бовуар. На волне феминизма.

Oct 16, 2013 13:09


Постоянно натыкаясь в литературе на имя знаменитой феминистки Симоны де Бовуар, в итоге решила ознакомиться хоть с чем-то из её наследия. Но определённое мнение (в связи с наличием там по крайней мере сюжета с классическим любовным треугольником) сложилось у меня пока лишь о романе "Прелестные картинки" (1966).

Во второй половине 20 века женщина всё ещё задавалась вопросом, как найти своё место в мужском мире - мире, созданном мужчинами с учетом интересов, естественно, прежде всего их пола.
[Spoiler (click to open)]Думаю, к данному моменту какие-то пути решения проблемы извечной войны полов по крайней мере наметились. На мой взгляд, мы быстрыми шагами приближаемся к матриархату, другой вопрос в том, будет ли это так уж прекрасно, когда мужчины уподобятся женщинам. Воины (или рыцари на белом коне) уже сейчас стали вымирающим видом, ведь для ведения современных войн обладать качествами воина фактически не обязательно. Феминизация мужчин проявляется хотя бы в таком явлении, как метросексуализм.

Полагаю, что Симону де Бовуар будет интересно читать прежде всего дамам. Мне роман "Прелестные картинки" в целом понравился, но за другие её книги пока не берусь, полагая, что везде найду тот же, достаточно проницательный, взгляд на проблемы современного ей общества, с толикой иронии. Пожалуй, актуален он и сейчас, ведь мы недалеко ушли от мира глянцевых шаблонов (в частности, предлагаемого нам рекламой), от дутых идеалов, которым на практике так сложно соответствовать. Скорее, мы ещё дальше продвинулись по пути производства "прелестных картинок".
Заодно прочла уже вторую книгу Эрики Йонг - "Я не боюсь летать", или "Страх полёта" (1973), http://www.lovestorylib.com/book.php?book_id=45334, рекомендую. (Первая прочитанная мною книга Эрики Йонг называется "Сердце Сапфо". Совсем в другом роде, без затей прелестный роман о древнегреческой поэтессе). Так же, как и у Симоны де Бовуар, в центре повествования любовный треугольник, и опять перед выбором между устоявшимися отношениями (супружескими) и страстью (отношениями на стороне) оказывается именно женщина.

Впрочем, ход не новый ещё со времен "Госпожи Бовари" Флобера, однако та выбор сделать не смогла, отчего и погибла. Героини всех последних романов, которые я прочла в последнее время, со схожим сюжетом, почему-то в итоге всегда возвращаются в лоно семьи. Так, будто страсть - случайная ошибка...Это касается и "Кресла русалки" Сью Монк Кид, и даже романа Джона Апдайка "Давай поженимся" (прочитанного, впрочем, достаточно давно, но оставившего очень приятное впечатление). Героиня Симоны де Бовуар из "Прелестных картинок", разочаровавшаяся в  приключении на стороне, также возвращается к семейным обязанностям без особых сожалений.
Изадора Винг (из "Страха полёта"), однако, совершает иной выбор. Будучи неверна узаконенному союзу, Изадора находит в себе смелость признать, что измена была в то же время верностью себе самой. Она обретает силы летать на собственных крыльях (мы не должны упускать символическое значение имени героини - Винг - крыло, которое не раз обыгрывается в книге).

Разочарование само по себе неизбежно, полагают обе романистки, ведь "мужчина под кроватью" никогда не станет "мужчиной на кровати" - иначе говоря, реальный персонаж никогда не заменит героя грёз. Однако стоит рассматривать такое разочарование как ценный опыт, как возможность что-то осознать и изменить, а не как досадное отклонение от генеральной линии жизни.
Вопросы феминизма в романе "Страх полёта" тесно переплетаются с теорией психоанализа. Героиня романа, так же, как и главный персонаж книги "Прелестные картинки" Симоны де Бовуар, личность, прежде всего обладающая интеллектом, рефлексирующая. В обоих случаях повествование ведется от первого лица. И за ним ясно различим голос автора.

В идейно-философском коктейле, составившем контекст книги "Страх полёта", не обошлось и без модного тогда экзистенциализма. Все мы рождаемся и умираем одинокими, и любовь - возможно, еще не решение всех проблем, в том числе и проблемы одиночества, к такому выводу приходит героиня книги. Поэтому опору надо искать прежде всего в самой себе.
Книга не лишена интересных наблюдений и остроумных пассажей, но опять же, мужчинам не советую (да и когда они действительно хотели понимать нас, женщин, тем более читать ради нас женскую литературу? это мы без конца читаем мужскую!
Завершу отзыв цитатой, которая зацепила моё внимание в книге Эрики Йонг:

"Последний удар для секса - член, лежащий и ни к чему не годный. Последнее оружие в войне полов: безвольный член. Знамя вражеского лагеря: член на полувзводе. Символ апокалипсиса: член с ядерным зарядом в головке, едва не разрывающий сам себя. И ведь есть несправедливость, которую вряд ли когда удастся исправить: и это не то, что мужчинам принадлежит замечательная штука, называемая пенис, а то, что у женщин есть дивное всепогодное влагалище. Ни ураган, ни ливень, ни темнота или ночь не страшны ему. Оно всегда на месте, и всегда готово к бою. Несколько не по себе, когда об этом думаешь. Не удивительно, что мужчины ненавидят женщин. Они-то и выдумали миф о женской неполноценности".

Приятного чтения дамам! мужчин даже не прошу снизойти до женских размышлений о жизни.
Они могут почитать Мишеля Уэльбека!

экзистенциализм, рецензия, американская, 20 век, Йонг, философия, французская, Б

Previous post Next post
Up