Тема бесплодия в западной литературе.

Nov 21, 2012 12:18

Обратившись к литературе начала 20 века, я обратил внимание на весьма интересный мотив, который присутствует в творчестве некоторых писателей-модернистов. Это мотив «бесплодия».
Началось все, похоже, с Томаса Стернза Элиота. Его великая поэма так и называется - «Бесплодная земля». Поэма очень сложная, поэма многоуровневая, в основе которой известный миф о бесплодном короле-рыбаке, который был наказан импотенцией за то, что были обесчещены девы. Отчуждение от Бога, грехопадение ведет за собой нравственное и физическое бессилие. Любовь, превращаясь в физическое упражнение, теряет свою силу и становится бесплодной.
Вслед за Элиотом на эту же тему высказался Хемингуэй в романе «Фиеста». Все помнят знаменитый эпиграф - высказывание Гертруды Стайн о потерянном поколении. Главный герой, Джейк Барнс - олицетворение этой «потерянности». Барнс становится импотентом в результате ранения, но война делает бесплодным все его поколение, оставляя в душе отпечаток трагизма. Барнс все еще способен любить и всюду следует за Брет Эшли, но любовь должна быть плодоносящей и потому Брет, продолжая любить Барнса, идет по рукам.
Спустя пару лет после выхода в свет «Фиесты» появляется известное и скандальное произведение Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Как водится, один из его героев, лорд Чаттерлей - импотент. И в этом случае импотенция вовсе не является болезнью врожденной. Чаттерлей также получает тяжкое ранение на поле боя, в результате чего у него отказывает нижняя часть тела. Но Лоуренс, все же, использует этот недуг героя в других целях. Чаттерлей, аристократ и прагматик, награждается бесплодием, скорее, за отказ от чувственности. Леди Чаттерлей является в этом плане его антиподом. Она обретает чувственность, вкус к земным удовольствиям и сексуальное раскрепощение и, как следствие, зачинает в себе новую жизнь. От другого человека, естественно. Интересно, что у Элиота, к примеру, чувственная жизнь напротив не является подлинной - чувственность, страстность и отрыв от почвы и ведут нас к бесплодию (в широком смысле этого слова, конечно).
Ну и на закуску остается великий американский прозаик Уильям Фолкнер со своим шедевром «Шум и ярость». В этой книге несколько нарраторов, один из них - идиот Бенджи, кастрированный за нападение на женщину. Первая часть книги написана от его лица, она практически не читабельна, но выполняет важную функцию - Фолкнер погружает нас в пучину человеческого бессознательного. Лишен мужской силы Бенджи тоже не зря. Перед нами герой освобожденный от каких бы то ни было стереотипов, незамутненный и чистый. Он не имеет полового влечения, он видит предметы такими, какие они есть, не придавая им излишних значений. Он воет, когда что-то не нравится и тонко чувствует почву - недаром любимая сестра для него пахнет деревьями.

В связи с этим вопрос: А не подскажете вы мне еще произведения, в которых герои были бы лишены мужской силы? Было бы весьма интересно проследить за развитием этой темы.

Лоуренс, Фолкнер, Хемингуэй

Previous post Next post
Up