Книгу эту открывать можно с любого места. Сначала смотришь на разворот, невольно улыбаясь прелести открыток, потом рука сама тянется погладить глянец страницы, потом... потом просто утыкаешься носом в книгу: запах краски и бумаги - в альбомах он всегда особенный.
Иллюстрированные открытые письма, вошедшие в моду в конце XIX века за границей, быстро стали популярными и в России. По красоте и качеству исполнения российские образцы вполне могли соперничать с европейскими, а иногда и превосходили их. В этом альбоме представлены более 600 новогодних и рождественских открыток, визиток и почтовых карточек, выпущенных с конца 1880-х по 1918 год, из личной коллекции автора.
Не удержусь и под катом все же размещу выразительный отрывок из предисловия и пару разворотов - для создания у что_читателей правильного настроения: ведь не успеешь оглянуться - а уже Новый Год!
«В столовой на рождественские праздники устанавливали большую елку. Украшением елки сверкающими разноцветными игрушками и гирляндами, мишурой, хлопьями белой ваты, в которой прятался румяный Дед Мороз, занимались старшие в то время, когда мы, дети, спали. На следующий день, утром, дверь в столовую широко открывалась и начинался праздник. Он длился неделю и мог сравниться по своей красоте и доставляемой нам радостью только с Пасхой. В последний день, не менее радостный, чем первый день рождественских праздников, в дом приглашались деревенские дети, которые, робея и смущаясь непривычной обстановки, толпились вокруг елки, но, постепенно поощряемые старшими, смелели и начинали принимать участие в общем празднике. Конечно, особым вниманием у всех пользовались специальные, развешанные на ветках в изобилии всевозможные сладости. Каждый ребенок в зависимости от возраста получал дополнительно подарок: куклу, книжку или другой недорогой предмет. К концу вечера после ухода детей елка оставалась одна. Гас свет. Мы ложились спать, а к утру елка исчезала».
В.А. Чапкин (1912-1991)