![](http://ic.pics.livejournal.com/doloresvankarte/52291585/608/608_900.jpg)
Хотела написать про Анну Гавальду и мои любимые ее книги, но наткнулась в комментариях на сравнения с Саган, и решила, что не могу не сказать о ней. Вообще я не люблю писать отрицательные отзывы - знаю, что кому-то это легче дается, чем похваление автора и его творчества, но с Саган у меня особые отношения.
Отношения эти начались давно. Я люблю брать в библиотеке классческие произведения, которые давно на слуху. Произведения Саган стали такой книгой. Скажу сразу - не пошла. Не помню уже, что это было, но поняла одно - время еще не пришло, рано. Выводов никаких не делала, просто рано и все. Но вот прошло пару лет, в университете мы проходили Саган, кажется, "Немного солнца в холодной воде", и я решила, что отступать уже некуда. Название было привлекательным. Казалось, что это книга - под настроение, та, которую приятно читать в плохую погоду, не вставая с кровати, наслаждаясь каждой минуты тишины и внутренне радуясь, что никуда не надо спешить. Такое это было теплое заочное ощущение, можно сказать, по одному названию. Но с Саган, как я выяснила позже - всегда так. Название говорит для меня больше, чем произведение. Читается она легко - проверено и уже не раз, но ощущения от ее книг не то, чтобы неприятные, а скорее с легким налетом недоумения - неужели эти книги считаются классикой? Все мне казалось, что я уже это где-то читала, где-то видела. Быть может, Саган была первой, кто писал о таком и о таких именно с женской позиции, а все, что я читала позже безыскусная и малопохожая подделка? - так думала я и еще надеялась, что прочти я эту книгу раньше, до всех романов о настоящей-ненастоящей любви, страсти, привязанностях (и так далее), она бы мне понравилась.
Впрочем, мысли-то там определенно есть, но ощущение чего-то неполноценного не оставило меня. Да и время, в которое она была прочитана впервые, уже не охарактеризовать простым понятным словом "рано".
И потом...это было не то, что соревнование, но одна моя подруга, которая просто восхищается Саган, посоветовала мне прочитать "В память о лучшем" и "Потерянный профиль". При этом на столе у нее лежала книга "Смятая постель", через которую она никак не могла продраться, и я решила начать с нее. Ну что ж, как ни странно, но об этой книге у меня более приятные впечатления. Страсть, которая должна перерасти в любовь. Любовь женщины, которые не умела любить и пользовалась мужчинами для достижения своих целей, и любовь мужчины, который ясно дает понять, что будет любить ее всегда, такой, какая она есть, со всеми ее недостатками - стервозностью, легкомысленностью, внешней глупостью и пустотой. Писатель Эдуар Малиграс и актриса Беатрис Вальмон. НО опять, опять Саган не может обойтись без неких "сопливых" элементов, в которых я всегда чувствую фальшь. Мне кажется, о любви можно писать без слез и соплей.
После я взяла сборник и решила мужественно пройти через несколько ее повестей. Прочитала ее легендарную "Здравствуй, грусть", "Смутную улыбку", "В память о лучшем". Начала "любите ли вы Брамса", начала "Через месяц, через год". Не могу дочитать. Раздражает. Казалось бы, если мне не нравится, то зачем я читаю?
Но с каждым произведением я словно пытаюсь увидеть в ней что-то хорошее, что меня зацепит. И не то, чтобы мне не нравилось совсем. Но на каком-то моменте мне становится неинтересно. Слишком прямо, слишком в лоб, слишком неуклюже.
А потом я поняла. Она не то, чтобы сверхглубокомысленная, у нее интересные мысли, она много знала о людях, она отлично понимала общество, в котором жила и людей, привлеченных мишурой. Она знала о ценности настоящего. Она умела писать. Но мне не нравятся ее главные герои. Они чаще всего персонажи "отрицательные".Что бы мне ни говорили, но даже если это герой с недостатками, сначала он длолжен мне понравиться. Я должна понимать, что даже если не разделяю его мысли и характер, то хотя бы уважаю их. Мне важно оправдать персонажа. Мне важно вообще дочитать произведение до конца, что бы герой ни творил. А о героях Саган я вначале складываю мнение отрицательное, и в этом случае мне трудно переменить его в другую сторону. И читать становиться неинтересно.
Абсолютно также у меня со Стендалевским "Красным и черным". Это безусловно стоящее произведения, и никто не собирается вычеркивать его из списков классических произведений. Но хоть убейте, мне противен Жюльен Сорель и это отпечатывается на всем моем отношении к книге...