Шолом Алейхем - Стемпеню

Sep 26, 2012 11:39




Так уж вышло, что своё книжное знакомство с Шолом Алейхемом я начал со "Стемпеню" - небольшого произведения, которое автор назвал своим первым романом. В этом, грубо говоря, романе всего 3 героя: скрипач Стемпеню, женатый на стервозной Фрейдл, влюбляется в порядочную крацавицу Рохеле, и ему даже удаётся нарушить её покой на несколько дней.
Книга погружает читателя в атмосферы еврейского местечка на Украине, показывает чем жила семья в таком городке, знакомит с нравами общины, царившими во второй половине XIX века. В этом её главное достоинство, и больше ничего существенного в книге нет. Сюжет существует лишь для того, чтобы знакомство с еврейским укладом не превратилось в энциклопедическую статью, а также акцентирует внимание читателя на некоторых аспектах тогдашней жизни.
Таких аспектов, которые, по мнению автора, заслуживают внимания, три - каждому выделен отдельный герой. Первое это музыка, её роль в еврейской жизни неоспорима. Главный герой музыкант, и мы знакомимся с почти почетной профессией музыканта. Описанию музыки Стемпеню, тому чудесному влиянию, которое она оказывает на слушателей и самого маэстро уделено немало строк. Эх, жаль мне не довелось услышать пение скрипки, достойное этим речевых оборотов! Оставим Стемпеню и перейдем к Рохеле. Так называемые, "добропорядочность" и "благочестивость" это два главных ингредиента в её жизни. Жесткие рамки обычаев ограничивают свободу Рохеле, и любое проявление чувств, даже наедине с мужем, разбивается стены тюрьмы под названием "Добропорядочность и Благочестивость". Третья героиня - жена Стемпеню Фрейдл, противная, жадная, властная, сварливая баба. Как-будто наказание музыканту за его вольную, вразрез с заведенным укладом, жизнь.
Отличительные особенности "Тевье молочника", в "Стемпеню" ещё не созрели. Конфликт между личностью и устаревшими обычаями только назревает, пока что поезд жизни еврея не сходит с ржавых, средневекобых рельс традиций. Ирония ещё в пелёнках: смеха сквозь слёзы нет, но отдельные моменты вызывает грустную улыбку. Этот роман можно сравнить с хорошо приготовленным блюдом, которому немного недостаёт приправ, как-то переживаний за судьбу героев или мыслей о пути племени израилевого.

классика, 19 век

Previous post Next post
Up