Долго шла к этой книге и, наконец, прочитала - И. Ефремов «Лезвие бритвы». Мне давно ее советовала мама, уже много лет, но по прочтении я поняла - хорошо, что это произошло сейчас, в этом возрасте, когда за плечами есть хоть какой-то, хоть небольшой опыт. Долго думала о том, к какому жанру отнести этот роман - вроде и научная фантастика, да кажется и фантастического ничего особенно нет, и писал автор о своих современниках (в начале 60-х действие происходит), может быть приключения, авантюрный роман - но «приключенческая линия» плавно перетекает в научно-фантастическую и философскую, а сам роман вообще заканчивается фактически рассуждениями о неизбежности победы коммунизма.
Первая вещь Ефремова, которую я прочитала - «Час быка» - эдакая социальная фантастика, про межзвездные путешествия в далеком будущем (когда на Земле, конечно же, победит коммунизм), когда совершенные физически и духовно земные астронавты высаживаются на далекой, «отсталой» (читай: капиталистической) планете, где алчные, духовно неразвитые туземцы (а уровень развития их цивилизации сопоставим в развитием земной в ХХ веке) не могут постичь свет новых знаний, посыл морали и нравственности земных пришельцев. Я конечно утрирую, и мне в 12 лет было очень интересно читать (и если бы взялась перечитывать - было бы интересно и захватывающе и сейчас), впрочем я уже тогда отделяла ненавязчивую идеологическую составляющую.
Года три назад я прочла «Таис Афинскую», идеологического подтекста там нет, это скорее увлекательнейшая историческая реконструкция, где одновременно раскрыта и тонкая философия людских отношений, и увлекательные приключения, далекие путешествия и любовь.
«Час быка» и «Таис» оказались тесно связанными с «Лезвием бритвы», и наверное даже хорошо, что я прочла эти романы в этом порядке, хоть и с такими продолжительными временными промежутками.
Если попытаться сформулировать суть романа в двух словах, то пожалуй, можно сказать, что он о красоте. Красоте как физиологической обусловленности и жизненной необходимости. На первый взгляд идея целесообразности красоты становится очень привлекательной - широкие бедра и крепкий пресс у женщин привлекательны и красивы потому, что это позволяет выносить и родить крепкого, здорового ребенка, большие, широко расставленные глаза - потому что это позволяет далеко и с большим обзором видеть, и т.д., и т.п. Все очень логично. Затем, углубляясь в рассуждения автора, этот посыл начинает раздражать, потому что возникает чувство, что физическое совершенство должно превалировать над духовным (как бы не уверял нас автор в обратном, говоря о балансе между этими двумя составляющими человека).
Вообще название романа раскрывается автором с нескольких сторон (сейчас жалею, что не делала выписок по ходу чтения) - метафора «балансировать на лезвии бритвы» относится, во-первых, к балансу физического и духовного развития индивида, развитие одного в ущерб другого уродует личность (так, Ефремов очень резко говорит об идеале советского человека, даже скорее - советской женщины, которую новые художники (вслед за политиками) видели мужеподобной, с атрофированными признаками пола), во-вторых, к состоянию баланса системы человеческого организма (а впрочем, и любого живого организма), ведь малейшее нарушение химического состава крови, баланса элементов в организме, или минимальные колебания температуры приводит к его гибели, и вся жизнь (в данном случае, биологическая) есть эдакое балансирование на лезвии ножа, где миллиметровое отклонение равносильно гибели. и в-третьих, любовь - "будто лезвие ножа - страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две тёмные глубины"
Ефремов говорит о том, что истинная красота, которая так манит людей друг к другу (конечно же, для того, чтобы появилось более жизнеспособное потомство!) понятие абсолютное. Он рассматривает (в речи Гирина - главного героя, еще в начале романа) представления о красоте в разные эпохи, и находит что «псевдокрасота», запечатленная на полотнах известных художников, появилась от того, что условия жизни (городские) массово уродовали людей (и в первую очередь женщин) и как следствие появлялся «новый стандарт», эталон внешности. Например, женщины изображенные на картинах средневековых художников (тогда как раз начали изображать обнаженные женские тела), обладают всеми признаками больных рахитом: вытянуто-высокие, узкобедрые, малогрудые, с отвисшими животами и выпуклыми лбами. Женщины проживающие в городах (и служившие моделями художникам) были лишены солнечного света и страдали от недостатка витаминов, это часто провоцировало раннее облысения, потерю волос (что привело, кстати, к моде на искусственное отодвигание (подбривание) линии роста волос на лбу), не испытывали физических нагрузок.
А. Дюрер (все вышеописанные признаки, а еще и сутулость)
Л. Кранах
Обратите внимание на живописные полотна тех эпох, интуитивно все мы понимаем, что женщины изображенные на них - некрасивы, лично я боялась себе в этом признаться, списывая этот диссонанс на каноны живописи тех лет и на иные стандарты красоты.
Ефремов описывает чрезвычайно подробно и настоящую (абсолютную) красоту, те качества, которые формировались тысячелетиями в результате естественного отбора, трудностей и лишений, которые закалили наших предков и теперь видятся нами как проявления красоты (любопытная деталь - почему красива длинная шея, широкие бедра, длинные густые волосы и так интуитивно всем понятно, а вот почему красивы женские ножки на каблуках нам очень логично поясняет главный герой).
Дочитав книгу, и все еще находясь под впечатлением от нее, я решила провести небольшой эксперимент. Я разделась донага и подошла к зеркалу. Да, моя гипотеза подтвердилась. Несмотря на то, что у меня есть много тех качеств, которые описывал Ефремов как проявления генетической красоты, признаки вырождения человеческой городской породы коснулись и меня. Оглядела свои руки: думаю, что автор бы не оценил столь трепетно любимые мною аристократические черты - тонкие кисти, узкую кость, бледную, почти прозрачную кожу с паутинкой голубых венок под ней. И руки, это, увы, не единственное расхождение с эталоном... А глаза - глубоко посаженные, да еще и близорукие... А осанка... Современный человек, увы, далек от идеала - позвоночник сгорблен от постоянного "сидения", плечи вывернуты вперед из-за постоянной работы за компьютером и неправильной осанки при чтении, глаза плохо видят из-за неправильного освещения в помещениях, и постоянного напряжения от компьютеров и телевизоров, зубы портятся от современной пищи, волосы тусклы от недостатка витаминов...
Но опять же, у меня возникает вопрос, если условия человеческой жизни меняются, вполне естественно, что и физическое состояние человека также должно трансформироваться (Ефремов сам приводит любопытный пример: почему человек в случае опасности замирает, застывает? - ответ: первые люди жили в пещерах, то есть в горах, при опасности дергаться было нельзя - можно было легко потерять равновесие и упасть, поэтому при угрозе человеку нужно было замереть; но ведь в современных условиях этот атавистический рефлекс бесполезен! Например - может ли автомобилист так реагировать на опасность?!). Современному человеку уже не надо быстро бегать, переносить тяжести, далеко видеть, так нужно ли ему теперь, в эпоху компьютеров, совершенное тело? Разве что.... «для красоты» =)
В любом случае, эта книга чрезвычайно интересна, несмотря даже на множество спорных моментов, впрочем, в этом ее особенная прелесть. Хочу отметить, что как бы не старалась, но в этом моей отзыве я не смогла описать все нюансы этого романа, и не смогла передать в полной мере тех эмоций, которые он у меня вызвал. Эта книга меня заворожила.