Феномен Стругацких

Aug 13, 2018 23:15

О Стругацких можно сказать две, казалось бы, противоположные вещи.

Первое. Они входят в число наиболее значимых фигур советской культуры.

Второе. Писатели они, прямо скажем, так себе.

Но никакого противоречия здесь нет. Для того, чтобы повлиять на формирование культуры (да и чего угодно другого), вовсе не надо быть Великим Талантом. А надо, как говорится, просто оказаться в нужное время в нужном месте. Ну и сделать нужную вещь, пусть даже и из рук вон плохо. (При этом Стругацкие ещё далеко не самый негативный пример. Другой столп советской культуры - Алексей Толстой - писателем был вообще никаким. Но без его «Буратино» и «Аэлиты» наша культура была бы совсем не та.)

Есть мнение - мало кем разделяемое, но зато страстно пропагандируемое апологетами - что Стругацкие написали массу гениальных произведений. Это, разумеется, совершенно не так. Гениального, в прямом смысле слова, они не написали ничего. Особенно, в последний период своего творчества, которому поются особые дифирамбы. Причём сами-то Стругацкие это прекрасно понимали, недаром альманах свой Борис Натанович назвал «Полдень, XXI век», а не каким-нибудь, прости господи, «Хромым обречённым лебедем». Это как с Лениным: говорим Стругацкие - подразумеваем Полдень, говорим Полдень - подразумеваем Стругацкие. (И не то чтоб последние, чернушные произведения авторов были совсем уж дрянь - и худшее печатали. Но если бы это было всё, что они написали, на них бы и внимания никто не обратил: ну кто сейчас только чернуху не пишет, да и получше. А если взять большую часть их прочих потуг, вроде «Отеля» и «Нашествия», ну были бы просто «ещё одни советские фантасты». Где-нибудь в середине списка, между Варшавским и Парновым.)

Стругацкие - классическая иллюстрация к пословице, что сначала человек работает на имя, а потом имя работает на человека. Но даже имя своё они сделали отнюдь не литературными достоинствами своих ранних произведений, а исключительно их идеологическим содержанием. Стругацкие - это дети Двадцатого Съезда, дети Оттепели. Периода, когда, как казалось, страна наконец-то начала строить коммунизм с человеческим лицом. И им лучше, чем кому бы то ни было другому, удалось показать конечный результат этого строительства. Это был, если хотите, интеллигентский рай. Мир без начальства, без парткомов, без комсомольских собраний и всевозможной показухи. Ну и без «гегемона», что немаловажно - место которого заняли киберы. Это был мир, в котором реально ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ. (В отличие, например, от ефремовского.)

И в котором они, вероятно, хотели бы жить сами. Чем, по-видимому, и объясняется то остервенение, с которым они попытались разрушить его в «Жуке» и «Волнах», превратив, по сути, мир Полдня в фашистскую диктатуру. Их обманули. Пообещали конфетку и они уже даже нарисовали её в своём воображении, а в ярком красивом фантике оказалось понятно что. И они обиделись на весь белый свет.

Впрочем, их мир не так уж сильно отличается от мира Федерации Планет из «Star Trek». Где тоже нет денег, под самореализацией понимается то, что под ней и должно пониматься, а капитаны Звёздного Флота раздают представителям иных цивилизаций свои личные копии «Манифеста коммунистической партии». В качестве руководства к действию. Так что, возможно, не всё ещё потеряно.

20 век, советская, Стругацкие

Previous post Next post
Up