Ту-144 в берлинском аэропорту Шёнефельд, 1971 год (щелкните чтобы увеличить)
Ту-144 (борт 77115) в Жуковском, 2007 год (щелкните чтобы увеличить)31 декабря 1968 года состоялся первый испытательный полёт самолёта Ту-144, первого (и единственного) советского гражданского сверхзвукового самолёта и одного из всего двух самолётов такого типа, находившихся в эксплуатации в мире.
Ту-144 совершил первый полёт на два месяца раньше своего единственного конкурента - англо-французского самолёта «Конкорд». 5 июня 1969 года он также первым преодолел звуковой барьер. В июне 1973 года Ту-144 (борт 77102) выставлялся на авиасалоне в Лё-Бурже в качестве гвоздя программы. 3 июня во время демонстрационного полёта (при не до конца выясненных до сегодняшнего дня обстоятельствах) самолёт
разбился. Все шесть членов экипажа и восемь человек на земле погибли. Международная репутация Ту-144 была испорчена безвозвратно, однако в Советском Союзе испытательные полёты продолжались.
Первый регулярный полёт Ту-144 состоялся 26 декабря 1975 года по маршруту Москва - Алма-Ата. Первоначально самолёт перевозил только почту и посылки, пассажирские перевозки начались только в ноябре 1977 года. Однако эксплуатация самолёта была непродолжительной. 23 мая 1978 года во время испытательного полёта, после утечки 8 тонн топлива в правое крыло, возгорания топлива и задымления в кабине, борт 77111 совершил аварийную посадку в поле около города Егорьевска. Два из восьми членов экипажа погибли. 1 июня 1978 года состоялся 55-й и последний пассажирский полёт Ту-144. После этого самолёт эксплуатировался ещё некоторое время на грузовом маршруте Москва - Хабаровск.
Судьба «Конкорда» сложилась несколько удачнее. С 1976-го по 2003 год он обслуживал регулярные рейсы «British Airways» и «Air France». 25 июля 2000 года в Париже произошла крупнейшая катастрофа сверхзвукового самолёта в истории. Во время взлёта в аэропорту имени Шарля де Голля на борту «Конкорда» (борт F-BTSC) произошло возгорание топлива. Экипаж попытался посадить самолёт в соседнем аэропорту Лё-Бурже, однако тот потерял управление и взорвался. 113 человек погибли, а все полёты «Конкордов» были приостановлены. В начале 2003 года «BA» и «AF» совместно объявили о прекращении эксплуатации «Конкордов», и 26 ноября того же года состоялся последний сверхзвуковой пассажирский полёт в истории.
Всего из шестнадцати построенных Ту-144 до наших дней сохранилось семь. Пять из них - в музеях; ещё два (борта 77114 и 77115) находятся в относительно укомплектованном состоянии в Жуковском.