13 февраля

Feb 13, 2008 09:00



Пароход «Челюскин» тонет во льдах (щелкните чтобы увеличить)13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и в течение двух часов затонул советский пароход «Челюскин».

«Челюскин» был простроен в Дании в 1933 году и был приспособлен к плаванию в условиях севера. Первоначально назывался «Лена», но по прибытии в Ленинград был переименован в честь Семёна Ивановича Челюскина, российского полярного исследователя и первооткрывателя в 1742 году самого северного мыса Евразии.

В плаванье «Челюскин» вышел по официальной версии 2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток. Официальной целью плаванья была проверка возможности доставки грузов по Северному морскому пути за одну навигацию без использования ледокола. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, капитаном корабля был Владимир Иванович Воронин.

Годом ранее этот же тандем руководил плаванием парохода «Александр Сибиряков», который совершил первое в истории плавание из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию (июль - октябрь 1932 года).

13 августа 1933 года в Карском море «Челюскин» был затёрт льдами и начал дрейфовать. Судно дрейфовало во льдах вместе с экипажем в течение ровно полугода в сторону Чукотского моря, где 13 февраля 1934 года было раздавлено льдами и затонуло. Экипаж судна высадился на лёд, где в течение двух месяцев жил в палаточном лагере.

Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Лётчики, осуществившие эвакуацию - Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин - стали первыми в истории Героями Советского Союза.

Несмотря на то, что спасение челюскинцев стало одним из наиболее раскрученных сюжетов советской пропаганды, достоверных подробных сведений о миссии «Челюскина» и ходе экспедиции нет практически никаких. Эта секретность породила многочисленные неофициальные версии. Одной из самых распространённых стала (также не подтверждённая доказательствами и изобилующая противоречиями) версия Эдуарда Белимова. В соответствии с ней «Челюскин» был конвойным пароходом НКВД, сопровождавшим другое судно, перевозившее примерно 2000 зэков на Чукотку на строительство оловянного рудника. Оловянный рудник «Депутатский», впрочем, действительно был построен на Чукотке в 1937 году.

россия, история

Previous post Next post
Up