Чебоксарская ГЭС

Jul 02, 2012 01:21

Чебоксарская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Волге у города Новочебоксарска Чувашской Республики. Водохранилище ГЭС расположено на территории трёх субъектов федерации - республик Чувашия, Марий Эл и Нижегородской области. Станция является пятой ступенью Волжского каскада гидроэлектростанций, самая новая по времени создания (последний гидроагрегат введён в строй в 1986 году). Чебоксарская ГЭС имеет установленную мощность 1404 МВт и среднегодовую выработку - 2,21 млрд кВт·ч. С января 2008 года станция является филиалом ОАО РусГидро"- одной из крупнейших генерирующих компаний России, объединяющей 68 объектов возобновляемой энергетики в России и за рубежом.




01. Административное здание станции.


02. У входа нас встретил директор Чебоксарской ГЭС Владимир Дорофеев. На станции В. Дорофеев работает с 1980 года, он участвовал в пуске всех 18 гидроагрегатов. Директором назначен в 2007 году.


03. В Волжском каскаде станция размещается между Нижегородской и Жигулёвской ГЭС.


04. Опоры воздушных переходов ГЭС-ОРУ являются своеобразным "фирменным стилем" Чебоксарской ГЭС, их красно-белая окраска хорошо смотрится при любой погоде.


05. Фрагмент нижнего бьефа.


06. Наша сборная группа во главе с главным инженером ГЭС Евгением Щегольковым.


07. Фрагмент здания ГЭС, его длинна около 550 м. Здание разделено на девять агрегатных секций, в каждой из которых размещено два гидроагрегата и два донных диффузорных водосброса.


08. Яркие опоры воздушных переходов ГЭС-ОРУ.


09. Войдя в здание, мы сразу видим огромный ротор генератора, находящийся на модернизации. Его вес около 480 т, и его перевозили сразу двумя кранами с помощью траверсы. На фотографии конечно же трудно передать такие размеры.


10. Приходится отойти подальше, чтобы сделать общий снимок генератора и кранов.


11. Общий вид машинного зала. Всего на станции установлено 18 гидроагрегатов, которые состоят из поворотно-лопастных гидротурбин ПЛ 20- 811-В-1000 с диаметром рабочего колеса 10 м и синхронных гидрогенераторов зонтичного исполнения СВ 1470/149-104-У4


12. Блок управления гидрогенератором.


13. Гидроагрегат №2.


14. Табличка с характеристиками на нём.


15. Два гидроагрегата на станции проходят модернизацию.


16. Можно посмотреть на внутренности.


17. Здесь будет установлен ротор генератора.


18. Гидротурбины станции имеют экологически безопасную конструкцию с безмасляной втулкой рабочего колеса. Однако, при разработке конструкции турбин были допущены ошибки, что привело к тому, что в процессе эксплуатации турбины были переведены в пропеллерный режим (лопасти зафиксированы под углом 45°). Работа в таком режиме приводит к низкому КПД гидроагрегатов. После модернизации турбины вновь будут работать в поворотно-лопастном режиме.


19.


20. Интересно, что прямо по крыше машинного зала проходит автомобильная дорога, ведущая на другой берег Волги (фото слева). Справа- фрагмент токопроводов.


21. Устройство автоматического включения/выключения подачи электричества с турбины. Турбина в данный момент не работала, иначе нас сюда и близко бы не подпустили.


22. Вот такая вот "шпаргалка" для рабочих станции, размещенная на передвижной мастерской.


23. Начальник смены маш. зала Владимир Горшков демонстрирует гаечные ключи :)


24. Современная автоматика.


25. Главный инженер ГЭС Евгений Щегольков показывает новое оборудование.


26. Всё автоматизировано.


27. "Комсомольская турбина" и прибор для тестов электрооборудования.


28. Помещение для рабочих маш. зала.


29. Огнетушители.


30. Возвращаемся назад и идём к ЦПУ.


31. Центральный пункт управления- сердце станнции.


32. Здесь работают всего два человека- начальник смены станции и его помошник.


33.


34.


35.


36. В ЦПУ можно также увидеть макет станции.


37. И её схему в разрезе.


38. На станции есть современный конференц-зал.


39. Холл.


40. Столовая.


41. И небольшой, но информативный музей.


42. Пару слов об истории станции: в 1931 году была выдвинута идея создания каскада гидроузлов на Волге и Каме, известная как проект «Большая Волга». Данный проект разрабатывался специально созданным Бюро Большой Волги под руководством профессора А. В. Чаплыгина. Согласно его разработкам предполагалось возвести 10 гидроузлов. Помимо выработки электроэнергии, важнейшей задачей проектируемого каскада было создание глубоководного пути, соединяющего Каспийское, Чёрное, Балтийское и Белое моря. В 1930-х годах началась реализация проекта, и до войны были построены Иваньковский, Угличский и Рыбинский гидроузлы


43. В послевоенный период проект реконструкции Волги был переработан. Кроме уже построенных трёх гидроузлов, планировалось создать ещё шесть на Волге и четыре на Каме. Чебоксарскую ГЭС тогда намечалось построить сразу после Горьковской, Куйбышевской и Волгоградской. В 1950-х годах институтом «Гидроэнергопроект» было разработано проектное задание на строительство Чебоксарской ГЭС в Пихтулинском створе (4 км ниже Чебоксар). На основании данного задания в 1959 году Совет Министров РСФСР своим распоряжением запретил новое строительство в зоне будущего Чебоксарского водохранилища.


44. В 1960 году дальнейшее проектирование Чебоксарской ГЭС было поручено Куйбышевскому филиалу Гидропроекта, который пришёл к выводу, что выбор створа, компоновка основных сооружений ГЭС и отметка уровня водохранилища требуют корректировки, которая и была проведена в 1963 году. Створ гидроузла был изменён с Пихтулинского на Ельниковский, отметка верхнего бьефа была определена в 68 метров, в здании ГЭС предполагалось установить 32 горизонтальных капсульных агрегата мощностью 51,2 МВт каждый. В дальнейшем по предложению госэкспертизы от горизонтальных гидроагрегатов отказались в пользу вертикальных.


45. Проектное задание на строительство ГЭС было утверждено Советом Министров СССР 22 января 1967 года. Для организации работ по строительству ГЭС в 1967-1968 годах были созданы Управление строительства «Чебоксаргэсстрой» и Дирекция строящейся Чебоксарской ГЭС. Строительство станции было объявлено Всесоюзной стройкой. В 1968 году начались подготовительные работы по сооружению гидроузла. В 1973 году на строительстве ГЭС были начаты бетонные работы. ОРУ станции, в связи с опережающим строительством линии электропередач «Урал - Центр» напряжением 500 кВ, велось ускоренными темпами, и уже в 1980 году первая очередь ОРУ была введена в эксплуатацию.


46. Река Волга была перекрыта в ноябре 1980 года. 31 декабря 1980 года на промежуточной отметке 61 м был осуществлён пуск первого гидроагрегата. В 1981 году было введено в работу два гидроагрегата, в 1982-1984 годах - по четыре гидроагрегата ежегодно, в 1985 году два гидроагрегата и в 1986 году один гидроагрегат. Строительные работы по зданию ГЭС были завершены в 1985 году. К 1986 году ОРУ ГЭС заработало по проектной схеме (три блока на 500 кВ, два - 220 кВ), строительство основных сооружений гидроузла было завершено. С весны 1981 года и по настоящее время станция продолжает работать на промежуточной отметке водохранилища - 63 м. В связи с этим станция официально не принята в эксплуатацию и её строительство считается незавершённым.


47. Макет турбины в разрезе.


48. Велотренажер, вырабатывающий электричество и схема высоковольтных связей.


49. Далее, посмотрим станцию снаружи. Опора ГЭС-ОРУ.


50. Вот такие вот гайки держат эти опоры.


51. Под опорами проезжают козловые краны.


52. Специалист по связям с общественностью Ирина Беликова и начальник смены маш. зала Владимир Горшков.


53. Фрагмент вспомогательного трансформатора №2 со стороны нижнего бьефа. Отсюда электричество подаётся на опоры воздушных переходов ГЭС-ОРУ.


54.


55. Краткая история станции на стендах.


56. Дизель-генераторная установка.


57. Кран на судоходном шлюзе.


58. Общий вид с автомобильного моста.


59. Административное здание и автомобильный мост.


60. Судоходный шлюз.


61. Кран в нижнем бьефе.


62. Кран на судоходном шлюзе и башня управления шлюзами.


63. Башня управления шлюзами.


64. Перейдём к верхнему бьефу. С помощью желтого "краба" поднимают крупный мусор.


65. При начальном проектировании планировалось, что ниши в бетонном основании будут скрыты под водой, но нормальный подпорный уровень не был достигнут, и сейчас туда попадает много мусора. Тему поднятия уровня я уже затрагивал в своей предыдущей ( ЗАПИСИ)


66. Кран верхнего бьефа.


67. Фрагмент Чебоксарского водохранилища и ЛЭП.


68. В настоящее время генеральный проектировщик Чебоксарского гидроузла- ОАО "Инженерный центр энергетики Повольжья" завершает разработку проекта поднятия НПУ до отметки в 68 м для отправления на государственную экспертизу. В случае принятия положительного решения по проекту, его реализация начнется в 2013-14 годах, а заполнение Чебоксарского водохранилища- в 2020-2021 годах.


Экскурсия для журналистов и блогеров организована ОАО "Русгидро".

посмотрите также КАК СТРОИЛАСЬ ЧЕБОКСАРСКАЯ ГЭС
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Мои репортажи о других ГЭС:
( ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭС), ( ЗАГОРСКАЯ ГАЭС), ( СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАГОРСКОЙ ГАЭС-2) и ( СЫЗРАНСКАЯ ГЭС)

2012, Чебоксары, ГЭС, промышленность

Previous post Next post
Up