В президентском номере отеля Waldorf Astoria китайского вице-премьера Чжан Гаоли ожидало послание, в котором его умоляли освободить демократического активиста Ван Бин Чжана, заключённого в одиночную камеру в Китае с 2002 года.
«Мы хотели доставить это письмо лично Чжан Гаоли, но нам сказали, что это невозможно, - рассказывает младший брат активиста Ван Бин У. - Я немного расстроен, что мы не смогли встретиться с ним, как планировали… Мой брат пережил в тюрьме три инсульта. Мы очень беспокоимся о его здоровье».
Чжан Гаоли является третьим по рангу чиновником в Китае. Он прибыл в Нью-Йорк на саммит ООН по изменению климата. Председатель КНР Си Цзиньпин остался в Китае.
Ван Бин Чжан был похищен китайскими агентами во Вьетнаме и приговорён к пожизненному заключению в Гуанчжоу. Он бросил карьеру хирурга, чтобы сформировать демократическое движение за рубежом. По мнению Ван Бин У, китайский режим ложно обвинил его брата в шпионаже и терроризме.
«Моему брату уже 66 лет», - говорит Ван Бин Ву, который приехал из Канады со старшей сестрой, чтобы встретиться с китайским вице-премьером.
«Мы надеемся, что китайские власти начнут демократический процесс. Мы здесь, чтобы сделать заявление, чтобы помочь брату освободиться и воссоединиться с семьёй», - сказал он и добавил, что в прошлом месяце ему не разрешили посетить Китай.
В последний раз он видел своего брата в феврале. Их мать умерла три года назад, и хотя китайские чиновники обещали, но Ван Бин Чжану не разрешили поехать на похороны матери.
Протесты последователей Фалуньгун
В центре Манхеттена утром 23 сентября протестовали и другие группы, которые надеялись, что их услышит Чжан Гаоли или просто прохожие.
Среди них были 150 последователей духовного учения Фалуньгун. Перед зданием ООН, где проходил саммие по изменению климата, они демонстрировали плавные упражнения цигун и держали плакаты.
Чжан Гаоли курировал жестокое преследование приверженцев Фалуньгун в провинции Шаньдун. Этот регион стал третьей провинцией в Китае по числу погибших последователей традиционного китайского учения, согласно «Всемирной организации по расследованию преследований в отношении Фалуньгун» (ВОРПФ).
ВОРПФ заявляет: «Чжан подозревается в геноциде, пытках и преступлениях против человечности».
«Преследование осуществлялось непосредственно под руководством Чжан Гаоли, - утверждает Дэвид Томпкинс, пресс-секретарь центра «Туйдан», в который обращаются китайцы с заявлением о выходе из организаций КПК (компартии Китая). - И этот человек сегодня выступает в ООН! Вот почему мы здесь».
Г-н Томпкинс занимается Фалуньгун 13 лет. Он узнал об этом эффективном виде цигун, когда работал в университете. В 2001 году он шёл мимо здания и увидел людей, выполняющих плавные упражнения Фалуньгун.
«Парень, с которым я поговорил, плохо знал английский. Он объяснил простыми словами, что Фалуньгун предназначен для возвращения к своей истинной природе. Это показалось мне мирным и хорошим принципом, поэтому я стал изучать упражнения и читать книгу “Чжуань Фалунь”, - вспоминает г-н Томпкинс. - Я узнавал всё больше и больше, и понял, что это замечательное учение».
Он признался, что ему трудно рассказывать людям о репрессиях его единомышленников в Китае, потому что действия китайского режима бессмысленны.
«Часто один из первых вопросов людей - почему Фалуньгун преследуют в Китае? На это непросто ответить, потому что последователи Фалуньгун никогда не делали ничего противозаконного и никак не провоцировали китайский режим, который обезумел и занимается геноцидом», - пояснил г-н Томпкинс.
Многие последователи были вынуждены бежать из Китая после долгого заключения в исправительно-трудовых лагерях. Они почти все пережили пытки и промывание мозгов.
«Мы не могли спать, нас лишали еды и посещения туалета. Охранники сажали нас в специальные камеры, где за нами круглосуточно наблюдали, - вспоминает преследования 70-летний Бин Цзи, который до ареста был руководящим работником, а потом бежал их Китая. - Они запрещали нам делать упражнения, угрожая лишить сна или еды».
43-летняя Ван Хуэй Хуан была учительницей в одной из лучших начальных школ в городе Тяньцзине. Она сказала, что вся её семья занималась Фалуньгун. Их всех отправили в тюрьму. На воле осталась только пожилая мать, которой пришлось поднимать всех внуков.
«Мой муж и я решили, что не хотим больше быть репрессированными, поэтому заплатили десятки тысяч юаней и уехали в США», - рассказала свою историю г-жа Ван, которую мучили в исправительно-трудовом лагере с 2002 по 2009 год. Её на много часов приковывали наручниками к кровати и заставляли сидеть на маленьком стуле (две часто используемые в Китае пытки).
Петиционеры
Среди протестующих у отеля Waldorf Astoria были и петиционеры, чьи многолетние жалобы и обращения к китайским властям остались без ответа.
58-летний Вэньжань Чэнь работал в Народном банке Китая. Он пришёл пожаловаться, так как его многоквартирный дом в Китае взорвали в 2011 году.
«Чиновники ничего не сделали, чтобы помочь, - возмущается г-н Чэнь. - Моя проблема несложная, но правительство не ценит человеческую жизнь или права человека. Поэтому я решил приехать сюда и попытаться достучаться до высокопоставленных должностных лиц».
Бывший менеджер Ма Юнтянь сказал: «В 2001 году правительство провинции Цзилинь разрушило мою фабрику и украло всю мою собственность. Прошло уже 14 лет, но мне ещё не заплатили ни юаня компенсации».
«Я не знаю, где в Китае можно спокойно жить, - сокрушался он. - Правительство яростно расправляется со своим народом».