Омари Амонде - "Лев" (2007)
На днях на канале «Культура» был показан сюжет о недавно проходившей в Москве выставке художественного направления тингатинга (глянцевая живопись Восточной Африки) - штука действительно завораживающая и достойная более пристального взгляда.
Согласно пресс-релизу
официального сайта, живопись тингатинга появилась в Танзании в 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления - Эдуардо Саиди Тингатинга (1932-1972). Когда была создана первая картина, точно не известно. Существуют сведения, что первые картины Э.С. Тингатинга нарисовал в середине 60-х годов.
Что именно сподвигло Эдуардо рисовать - воспоминания о деревенской жизни, сказки и мифы, которые он слышал от своих бабушек и дедушек, красочные европейские постеры или изображения индусских божеств, виденные им в магазинах и домах, где он работал, или просто необходимость заработать деньги - об этом до сих пор спорят современные авторы, пишущие о тингатинга.
Забуру Муради Чимванда - "Битва со Змеем" (2007)
Первые картины рисовались на картоне, а прежде того - на стенах домов. В Танзании до сих пор процветает искусство создания красочных рисунков на стенах. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение - именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды - эмаль.
Мламеди Чивайя - "Трио" (2007)
В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение - холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».
Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Первыми на них обратили внимание европейцы - выходцы из Скандинавии, в первую очередь, Дании. Далее последовала серия выставок, к Эдуардо стали присоединяться его родственники и ближайшие друзья, осваивая навыки создания картин. Так образовалась небольшая артель художников. Одни из них воссоздавали уже придуманные однажды сюжеты, другие рисовали что-то своё. Именно поэтому сейчас сложно достоверно датировать ранние работы тингатинга, ровно как и идентифицировать, в ряде случаев, кому они принадлежат.
В 1972 году произошло трагическое событие - Э.С. Тингатинга погиб. Что произошло в тот день, когда умер основатель художественного направления тингатинга, точно не известно. Официальные источники и ныне живущие последователи придерживаются версии, что он погиб от пули полицейского, преследовавшего его машину по ошибке.
Мохаммед Васия Чаринда - "Наказание демона" (2007)
Через некоторое время художники, группировавшиеся вокруг Э.С.Тингатинга официально зарегистрировались как артель.
70-е годы - время взлета тингатинга - одна за другой следуют выставки, школа получает признание на государственном уровне. Живопись тингатинга, основанная простым крестьянином без образования получила в Танзании статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» страны.
Омари Амонде - "Леопард-2" (2007)
С середины 80-х годов практически ежегодно организуются выставки в различных галереях и музеях Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии, США, в Скандинавских странах, а также в Японии. Некоторые исследователи именно успехом на японском рынке объясняют появление новых техник - более тонкие проработки линий, многоцветные, перетекающие колористические решения фона.
В 90-х годах артель была преобразована в «Общественный Кооператив Искусств Тингатинга» (TACS) при финансовой поддержке официальных структур Танзании и помощи европейских организаций, главным образом, из Скандинавии. В настоящее время кооператив TACS объединяет более 80-ти художников. При этом помимо официального кооператива существует несколько альтернативных объединений, в том числе и за пределами Дар-эс-Салама (о.Занзибар, г.Аруша). Наиболее интересными из альтернативных объединений в настоящее время являются «группа Омари Адам Али», «Слип Вэй».
За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: ставшие классическими изображения животных и птиц, сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», сюжеты традиционной мифологии, библейские мотивы.
Аббас Рафики - "Двое" (2007)
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
- как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
- основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
- отсутствие перспективы;
- размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
Искусство тингатинга получило известность и признание в мире и, как и полагается, критики, искусствоведы выдвигают свои трактовки, объяснения и классификации этого явления. Ведутся споры, насколько тингатинга может именоваться народным искусством - если возникло всего лишь в середине прошлого столетия, насколько можно считать его традиционным - если первыми ценителями стали европейцы, насколько уместно именовать его наивным - ведь простота только кажется примитивной.
Космос Тобиас - "Рай" (2007)
В России работы мастеров школы тингатинга давно присутствуют в частных коллекциях ценителей современного искусства. Широкая общественность получила возможность ознакомиться со всеми стилями внутри направления живописи тингатинга в 2007 году.
Каталог картин и подробная информация на официальном сайте www.TINGATINGA.ru