Мячик не вернулся

Dec 27, 2007 00:16

Слушая альбом А.МАКАРЕВИЧА и гр.ОРКЕСТР КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО «Штандер» (2007)

Диск куплен в подарочном издании 11 декабря 2007 (по забавному стечению обстоятельств - в День рождения Андрея Макаревича!), первое прослушивание - 26.12.2007 (дома, вместе с женой). В качестве бонуса релиз содержит видео на песню «Диалог на фоне бесконечной ночи» (режиссёр - Е.Курицын).
Общее время звучания: 43.51



«Штандер» - пятая на моей памяти номерная пластинка Андрея Макаревича и «Оркестра креольского танго» (если считать концертный двойник «От меня к тебе», то шестая). Альбом записан в Лондоне, на легендарной студии «Abbey Road», в рекордно короткие сроки - за девять дней.

«…Что касается названия альбома, то «Штандер » - это очень забавная аллегория: детская игра поколения наших ровесников, названная очень звонким «трофейным» словом, как верно подметил Андрей. Идея игры - в воздух подбрасывают мяч и игроки либо ловят его, либо убегают. Мы подбрасываем слушателям альбом, и слушатели будут либо ловить и слушать, либо убегать. Надеюсь, будут ловить».

Владимир Матецкий, фрагмент пресс-релиза альбома «Штандер».

1) «Лет 30 тому назад» - классическая джазовая тема, биг-бэнд без каких бы то ни было поправок на время. Кстати, о времени: текст - всё та же старая-добрая «Машина времени», вся разница тут - в аранжировке. Уверенное присутствие духовых (альт-саксофон, однако!) и терпкий привкус ретро. Для кого-то - часть прожитой жизни. Для меня - в целом - ничего особенного. Слушаем дальше.

2) «Из-за угла» - очень понравился текст, но не совсем срослось, по-моему, с музыкой.

Весна напала на город
И город выбросил белый флаг,
Дороги стали сухими, как порох,
Коты горланили на углах,
Студенты пили на улицах пиво,
Забросив дела,
Она убила его красиво
Из-за угла.

По атмосфере всё это великолепие почему-то напомнило фильм «Секреты Лос-Анджелеса». Вибрафон 1940 года выпуска, безусловно, вносит в песню свой колорит, но…не более того. Ощущение - усталый человек по долгу службы рассказывает свои истории. Вот - ещё одна. Неожиданное и совсем уж «отрезвляющее» действие оказывает своеобразный эпилог.

3) «Вдалеке от высоких холмов» - звучит бодренько, как самый быстрый номер на танцах в доме престарелых. Концепция, по ощущениям, сравнима с песней Эдмунда Шклярского «Вдалеке от городов». Облака как бы переползли из предыдущего трека. А вот исполнение - особенно припева - очень напомнило манеру Александра Розенбаума. Лучшее место в тексте -

Там, где я побывал, что ни день - карнавал,
Что ни ночь - то салют, то расстрел.

4) «Было не с нами» - посвящение Артуру Пилявину, погибшему в июле 2002 г. лидеру группы «Квартал». Возможно, лучшая песня на пластике, здесь всё гармонично. Шикарные находки, красивые метафоры. Щемящий смысл и простор для философских размышлений.

Будет со всеми, было не с нами,
Осень роняет жёлтое знамя.
Вот и уходит свет,
Времени больше нет.

Красиво, светло и печально. «Осень у нас в крови, мы всё тише». Кстати, обратим внимание: «город выбросил белый флаг» (песня «Из-за угла») и здесь - «осень роняет жёлтое знамя».

5) «Новая опера» - оригинальное прочтение стихотворения М.Генделева, отметим редкую по сегодняшним временам сюжетную составляющую.

Вдвоём съели яд - та ещё картинка.
Мальчик, пора тебе - вот и стреляй.
В ателье, кстати, был патефон и пластинка
Ария Баттерфляй.

Кстати, по смыслу очень похоже на «Падал тёплый снег» Ильи Кормильцева. Неплохо.

6) «Нам, пожалуй, пора» - мягкая философская лирика, нечто в духе американского оркестрового джаза 30-40 годов. Слегка медитативно. «Наши книги никто не раскроет без нас» - зримая строчка, вполне достаточная для описания всей песни в целом.

7) «Моя любовь» - песня группы «Ундервуд». Дуэт с начинающей певицей Кристиной Прилепиной. «Тёмная жизнь. Сядем в вагоны и уснём…» - в целом, строчка передаёт ощущения от песни. В тексте явлена претензия на оригинальность. Слишком, на мой взгляд, нелепая.

8) «Птички и мошки» - так-то и так-то, были возможны контакты на тучных полях бытия. Добавить больше нечего - стрёмный и натужный получился трек (есть чёткое ощущение, что тут предполагался закадровый смех). Шутка не прошла. Вспомнилась куда более удачная песня «Бесплатно только птички поют».

9) «Ангел #2» - некое продолжение «Ангела» с альбома «Time Machine». «Если ты живой и ты не пьян» - напомнило «Если ты ещё не слишком пьян» - строчку из «Музыканта» К.Никольского. «Вот и крылья есть, а некуда лететь»… Печальный результат.

10) «Разговор на фоне бесконечной ночи» - красивое посвящение Василию Аксёнову. Хорошие стихи, и музыка, как бы проплывающая на заднем фоне, позволяет в эти стихи вслушаться.

Были дни - мы стояли спина к спине,
Когда не было сил идти.
Было друга плечо верней своего плеча.
Нас учили прощать - расскажи, как простить
Тех, кто предал тебя в пути?
Не прощай, сынок, не прощай.

На песню снят видеоролик (режиссёр - Е.Курицын), сюжет довольно невнятен: в пустой комнате за столом сидит некий молодой торчок в наушниках поверх шапки и меланхолично гоняет по столу среди крошек не то жука, не то мадагаскарского таракана - то накроет его рюмкой, то выпустит. За спиной парня наводит красоту перед зеркальцем непонятного назначения девушка - не то муза, не то статистка, до конца клипа так и не успевшая принять участие в съёмке. На игры торчка с тараканом смотрит неодобрительно.

11) «Вот шхуна покидает…» - забавная стилизация, меня снова порадовал сюжет - точнее сказать, уже то, что он имеется. Да и вообще, неплохой текст. Вспомнился альбом «Пионерские блатные песни» и, чуть более ранний, «Песни, которые я люблю».

12) «Штандер» - эпилог. Исполняется, прищёлкивая пальцами:

Кем бы ты ни был,
Перед небом ты мальчик,
Так что вот тебе стенка,
А вот тебе мячик.
И что бы ты ни делал,
Убавь самооценку.
Ты просто кидаешь
Мячик об стенку.
И долгое время,
Согласно науке,
Мячик возвращается
В одни и те же руки.
Но только однажды
Ты вдруг обернулся,
Забылся, отвлёкся,
А мячик не вернулся.
Штандер.

Итог: это далеко не самая удачная пластинка в многолетнем творческом багаже Андрея Макаревича, здесь практически всё - на любителя. Исключение составляют, разве что, два пронзительных посвящения: «Было не с нами» и «Разговор на фоне бесконечной ночи». Плюс ещё пара-тройка действительно оригинальных треков. Собственно, большего никто и не обещал.

Лучшие треки:
ИЗ-ЗА УГЛА, БЫЛО НЕ С НАМИ, НОВАЯ ОПЕРА, РАЗГОВОР НА ФОНЕ БЕСКОНЕЧНОЙ НОЧИ, ВОТ ШХУНА ПОКИДАЕТ, ШТАНДЕР.

Все рок-рецензии, Рок-меломан. Релизы-2007, Андрей Макаревич

Previous post Next post
Up