В конце ушедшего в историю 2011 года в музыкальные магазины поступил зловещего вида артефакт, представляющий собой закатанную в целлофан чёрную коробку - эдакий инновационный ящик Пандоры. Каждый, кто, проявив интерес, брал данный артефакт в руки и пытался рассмотреть чёрные-чёрные буквы на чёрной-чёрной поверхности, неизбежно ухватывал взглядом полоску белой бумаги, приклеенную к обратной стороне этого загадочного бокса. Надпись на полоске гласила: ЭТОТ CD НЕ РЕКОМЕНДОВАН ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ 18-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА. СОДЕРЖИТ НЕНОРМАТИВНУЮ ЛЕКСИКУ И ГРУБЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. При более внимательном изучении артефакта всё благополучным образом прояснялось: Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, Народный артист России Александр Борисович Градский выпустил свой долгожданный авторский альбом «Неформат».
1. Шансон
2. Песня о любви
3. Песня об иносказательности
4. Галичу
5. Спортивная
6. Застольная
7. 2000-й год
8. Песня, похожая на все песни
9. Баллада об «уставшем» карауле
10. Романс
11. Песня для себя
12. Русское стихотворенье
Выпускающая фирма: А.Градский и МТКМО
Общее время звучания: 59.51
Погружение: 8.01.2012
Вы довольно много проворонили, если до сих пор не пополнили свой музыкальный арсенал этой ядрёной часовой (часовой в самом прямом смысле слова) бомбой в чёрной картонной оболочке. Отец русского рока с огоньком и присущим только ему нешаблонным профессионализмом подтверждает права на своё отцовство. Лично мне в процессе прослушивания вспомнились и фестивали «Задворки» конца 80-х с искрящимися от энергетики музыкантами «ДДТ» и упоительными акустическими сетами Градского, и зажигательные телеэфиры того же времени, и полночные эфиры радиостанции «Юность» с «Хит-парадом Александра Градского», открывшими мне СашБаша и «Наутилус Помпилиус», и, конечно же, диск «Несвоевременныя пъсни», изданный в начале 90-х, в который вошла фактически вся перестроечная обойма «градских» песен, с ошеломляющим воодушевлением принимавшихся рок-фэнами на стадионах: там были и посвящённая Высоцкому «Песня о друге», и «Баллада о лицах «страдальцев», и «Антиперестроечный блюз», и «Мы не ждали перемен», и «Песня без названия», и много других нетленок. С тех пор прошло двадцать лет, история страны сделала очередной неуклюжий виток, и снова настало время песен о свободе и достоинстве - песен честных, непричёсанных и неотформатированных. И уж коли большинство местных рок-н-ролльщиков, подсевших на ипотеку и сладкие корпоративные пайки, набрало в рот воды, за дело снова берутся зубры.
Своеобразной связующей нитью времён служит лучший, на мой взгляд, трек альбома «Неформат» - «Баллада об «уставшем» карауле», отсылающий нас, согласно информации в буклете, к 1991 году. Эта песня вполне могла бы украсить репертуар блистательного «Наутилуса Помпилиуса» периода записи саундтрека к так и не снятому фильму «Человек без имени» (вспомним хотя бы песню «Боксёр»), настолько она «дышит» тем воздухом, утоляя духовную жажду кристально выверенным текстом и щемящим симфонизмом. К слову, альбом «Неформат» записан с помощью симфонического оркестра (пусть это не пугает приверженцев рок-традиции, поскольку этим песням к лицу любая рубашка), а также Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России, хора Краснознамённого Академического Ансамбля Песни и Пляски Российской Армии имени Александрова и детского хора «Мандрагора» (зацените название!) из Клина. В числе других хитов альбома можно назвать и полный спокойного достоинства «Шансон» (аккомпанемент заставляет улыбнуться, вспомнив деловитых гусляров из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»), и «Песню о любви», и «Песню об иносказательности», и, безусловно, посвящение-стилизацию «Галичу» (альбом, вообще, изобилует интонациями Галича и Вертинского), и забойный сатирический блок «Спортивная» + «Застольная», и цепкий суперхит 10-летней давности «2000-й год», и как бы выпадающий отсюда в иное измерение лирический «Романс», и ударное завершение альбома (только не слушайте пластинку с детьми, тут едва ли не каждый трек взрывоопасен, не говоря уже о двух финальных!). В общем, как мы видим, фактически весь цикл достоин многократного и вдумчивого прослушивания и мотания на ус, и за это автору альбома низкий поклон. Будем же, братья-сёстры, добры друг к другу и чутки к происходящему вокруг. А выход из «ситуёвины» давно уже подсказан мудрым создателем «Несвоевременных песен» и «Неформата» - удержаться от пустословия арен и просто самовыражаться, не ожидая перемен.