Постфактум-8. Двухтысячные. МУМИЙ ТРОЛЛЬ - «Точно Ртуть Алоэ»

Aug 07, 2010 22:48


В начале 2000 года группа «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» уже являлась абсолютным фаворитом современного отечественного рок-олимпа, представляя собой ярчайший пример коллектива новой формации - творчески подвижного, экспрессивного и необычайно продуктивного. С подачи Ильи Лагутенко (к моменту записи альбома «Точно Ртуть Алоэ» ему исполнился 31 год) по стране широким шагом шествовал «рокапопс», а главными героями хит-парадов являлись потеснившие маститых динозавров группы и исполнители, «выстрелившие» в середине-конце девяностых: Земфира, Найк Борзов, «Сплин», «Би-2», «Ночные Снайперы» и иже с ними. Что касается героев сегодняшнего обзора, то они явились как бы связующим звеном, уходя корнями и энергетикой в начало восьмидесятых, но при этом исполняя довольно продвинутую для консервативного российского менталитета музыку, являющуюся гремучим коктейлем стилей и направлений - включая, к примеру, пульсирующие сексуальностью фанк и диско, вычурный глэм-рок 70-х, элементы хард-рока и самые актуальные музыкальные наработки современности.
После двух суперуспешных номерных альбомов «Морская» и «Икра», а также двойного сборника перезаписанных ранних песен «Шамора», увидел свет, пожалуй, самый противоречивый альбом «Мумий Тролля» с многослойным, в чём-то даже магическим названием - «ТОЧНО РТУТЬ АЛОЭ». До официального выхода альбома увидели свет два сингла: «Невеста?» (8 ноября 1999 г.) и «Карнавала.нет» (31 декабря 1999 г.), затем последовали синглы «Без обмана» (19 мая 2000 г.) и «Моя певица» (20 декабря 2000 г.). Презентация «Точно Ртуть Алоэ», в программу которой входили раздача автографов в ГУМе и концерт в клубе «Студио», прошла в Москве 4 февраля 2000 г. После московской презентации группа отправилась в масштабный «Ртуть Алоэ Тур», по результатам которого 1 марта 2002 г. был выпущен концертный релиз «Ртуть Алоэ XXI» (Обыкновенный концерт в СК «Олимпийский», Москва, 03.04.2001). На момент записи диска в 1999 году группа представляла собой квартет, состоящий из Ильи Лагутенко (вокал, гитара, бубен, клавишные), Юрия Цалера (гитара, клавишные, саксофон), Евгения «Сдвига» Звидённого (бас-гитара) и Олега Пунгина (ударные). В работе также приняли участие Р. Блейк, С. Мёрфи, Чиу Чжен-хуэй, А. Маас, трио x@el. Запись, происходившую в студии Питера Гэбриэла, осуществлял звукорежиссёр Крис Бенди. Трек-лист:

1) Карнавала.нет 2) Не очень 3) Скорее и быстро 4) Моя певица 5) Северный полюс 6) Невеста? 7) Жабры 8) Клубничная 9) Сны 10) Без обмана 11) Ему не взять тебя 12) Тише 13) Случайности.

Сегодня в иллюминаторе нашей машины времени - 2000 год. Високосный 2000-й - последний год XX века и второго тысячелетия нашей эры. Восстановим в памяти пять случайно выбранных событий двухтысячного: 26 марта состоялись выборы Президента России, которые в первом же туре выиграл Владимир Путин (7 мая состоялась инаугурация). 1 мая на мировые киноэкраны вышел исторический фильм Ридли Скотта «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. 3 мая случился редчайший парад планет, когда сразу семь главных небесных тел Солнечной системы (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) выстроились в одну линию. Увидела свет книга стихов Андрея Вознесенского «Девочка с пирсингом». В сентябре в Сиднее (Австралия) состоялись XXVII летние Олимпийские игры… А пятого февраля 2000 года в Москве был представлен третий официальный номерной альбом группы «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» - «Точно Ртуть Алоэ».



Из официального пресс-релиза: …Альбом записывался в студии Питера Гэбриэла «Real World» - одной из лучших по качеству аппаратуры и совершенно уникальной по атмосфере и художественному пространству. Студия находится не в Лондоне, а посреди сельской идиллии графства Уилтшир. Здание сделано из звуконепроницаемого стекла - музыканты видят прохожих на улице, прохожие, соответственно, видят музыкантов в студии. Это не может не влиять на психологию участников записи - они как бы находятся в самой гуще повседневной жизни и одновременно отгорожены от неё. Так барабанщик Олег Пунгин периодически утыкался радостным взглядом на дефилирующую под окнами красавицу Кайли Миноуг, которая записывалась где-то рядом - по соседству с какими-то кришнаитами и «Мумий Троллем». К чести Олега, на координации его движений столь сильные «уличные впечатления» никак не отразились. А могли бы…

Возвращаясь к студийным особенностям «Real World», отметим бережное отношение персонала к звуковым находкам «Троллей». Все, что делалось в стенах стеклянного дома в течение дня, фиксировалось на компьютер. В этом хаосе оператор отслеживал оригинальные находки, на которые в рабочем азарте артисты не обращали внимания. В конце смены музыкантам вручали дискету с наиболее интересными фрагментами закулисной жизни - для обстоятельного прослушивания и, возможно, дальнейшего использования. «Жаловаться в студии было не на что, - вспоминает Лагутенко. - Как мы хотели, так мы все и сделали. Это работа, доведенная до своего логического конца». Илью можно понять - альбом записывался в самой современной и самой комфортабельной из всех студий, в которых группа работала за время своего существования. Вдобавок ко всему часть новых композиций подвергалась финальной звуковой обработке в битловской студии «Abbey Road». Похоже, «Мумий Тролль» были первой российской группой, которая работала в столь легендарной студии - соответственно, звук на альбоме просто не мог не получиться. Плюс талант и неувядаемое мастерство звукорежиссера Криса Бенди, который записывал с группой все предыдущие альбомы - от «Морской» и до «Шаморы».

…Летом 99 года было записано около двадцати новых песен. В альбом вошло тринадцать. Остальные композиции и, в частности, такие песни, как «Вечер», «Масло», «Девочкодруг» предназначались для синглов и всевозможных сборников. Из «альбомных» самой первой была написана «Моя певица», которая планировалась еще для альбома «Икра». Но затем Лагутенко с Бурлаковым почему-то решили, что «эта песня из какого-то другого альбома, но точно - не из «Икры». Возможно, они оказались правы. По крайней мере, в «Точно ртуть алоэ» «Моя певица» пришлась «ко двору», войдя в альбом в доработанном и слегка измененном варианте. Фрагменты арий классических китайских опер в хард-роковой композиции «Тише» исполняла солистка пекинской оперы Чиу Чжен-Хуэй. «Она с удовольствием согласилась записываться с нами, хотя не совсем сначала понимала, зачем мне все это нужно, - вспоминает Илья. - Я думаю, раньше ей в голову никогда не приходила идея о рок-музыке, которую она до этого вообще не слушала. Она - классический исполнитель, эдакий профессор музыки. Мы получили большое удовольствие от совместной работы. Дело в том, что техника пения пекинской оперы совершенно уникальна. Такого не существует больше нигде в мире. Само дыхание и выход звука планируется по-другому. Там не существует нот в нашем понимании. Там абсолютно другое написание нотных знаков. Это такой музыкальный феномен, который пережил все культурные революции и остается в неприкосновенном виде еще с давних времён».

…Последней, как ни странно, была записана «Невеста?». «Невеста - это то, что до жены. Хмм-хм… и после сожительницы. Это та, которая на чуть-чуть до оформления отношений (будь то легальных или нет), в предвкушении исключительной сладости подобных отношений. В общем-то, довольно романтичное определение», - из интервью Лагутенко журналу «YES». Первоначально эта кокетливая песенка задумывалась как утяжеленный реггей - стиль, в котором Лагутенко планировал записывать еще несколько песен на альбоме. Но пружинистый ямайский ритм долгое время оказывал упорное сопротивление морским посланцам. Ситуация была патовая - до тех пор, пока группа минувшим летом не посетила Владивосток. Там, в одном из местных Домов культуры Цалер (который сыграл в студии большинство клавишных партий), набренчал на полуразбитом пианино «Красный Октябрь» тот самый знаменитый проигрыш…

...В завершение - о названии. «Судя по всему, одним из грядущих популярных вопросов будет такой: «Это вы придумали название альбома?», - смеётся Лагутенко. - Ответ: «Нет, не я. Я позаимствовал это название из толстого словаря «Названия альбомов»… Если же говорить о каждом из трех слов, то… «Точно» - это определённая завершённая работа. «Ртуть» - музыка сродни химии, знаете ли. Есть определенные элементы, которые всем известны. Но как они между собой соприкасаются, как вступают в реакцию - остается загадкой. «Алоэ» - древнейшее лекарственное растение. Пройдя через всё, мы себя вылечили…» В скобках заметим, что это далеко не единственная трактовка названия альбома. (c)

Альбом содержит четыре суперхита, каждый из которых имеет оригинальную художественную видеоверсию: «Карнавала.нет», «Моя певица», «Невеста?» и «Без обмана». Собственно, благодаря клипам на данные композиции, ротировавшиеся на российском MTV, я и ознакомился с материалом альбома - ещё до приобретения CD. Осуществляя погружение в 2000 год, безусловно, нельзя ещё раз не вспомнить эти знаковые для своего времени песни и этот странный, во многом стихийный, но необходимый альбом.

Альбом «ТОЧНО РТУТЬ АЛОЭ» (Википедия)

Официальный пресс-релиз альбома «ТОЧНО РТУТЬ АЛОЭ» (5.02.2000)

Альбом в Интернете

2000 год, Постфактум. Двухтысячные, Постфактум. Лента обзоров, Мумий Тролль

Previous post Next post
Up