Oct 27, 2012 20:28
Представьте себе человека, большого, способного вместить в себя клады знаний, крупногабаритного в масштабах эпохи и незначительного в пределах собственной жизни. Живого, живее всех живых, да ещё и заражающего своей горячей деятельностью окружающих, ошибающегося, безобразного в узких представлениях о красоте и совершенного, без предрассудков. Представьте себе героя не бульварных романчиков, уютно расположившихся на пригретых местах в когтисто-задиристых, игривых лапках молоденьких девушек, а героя романа, романа- эпопеи, серьёзного, между прочим, произведения. “Войны и мира”, например. “Вещь на века”,- констатировал бы какой-нибудь сморщенный литературовед. И действительно, если не века, то век с лишним уже с успехом пройден. С успехом не просто грандиозным, с успехом колоссальным( от греческого “колосс”- гигант), с успехом гигантским и каждого затрагивающим. Недаром, дети с десяти лет готовятся когда-нибудь “Войну и мир” прочитать, запуганные страшными пророчествами о том, что главы о сражениях -скучные, а балы-интересные, а ещё и Анна Павловна не Иванова, а Шерер, и не одна такая(это я про Элен, Анатоля и прочих). И если уж и говорят о “Войне и мире” ,а говорят много и ,что скрывать, не всегда по делу(читай: по тексту), пытаясь отделить её от настоящей истории, а историю избавить от литературного в неё вмешательства( но не об этом сейчас),так вот, сколько ни говорят о Толстом и его труде, столько всегда выбирают для себя героя-союзника и героя-антипода(разумеется, не Наполеона, ведь он и так общий враг). Выбирать определённо есть из кого: тут тебе и мальчики-мажоры, выражаясь современным языком(хотя не известно, кто о мажорах знает больше: Толстой или мы), и божий одуванчик, девочка-искра Наташа Ростова, и глупая распутная женщина Элен, и добрый, неуклюжий Пьер Безухов, и ещё около двух тысяч персонажей, разной яркости и значимости. И раз уж можно выбирать, то грех этим правом не воспользоваться. И выбор мой пал на Пьера Безухова.
Пьер Безухов - грандиозный тип, которого можно встретить где-нибудь и не понять, не оценить всей его привлекательности. Безухов, пожалуй, самый симпатичный герой русской литературы, исключая, конечно, эпизоды кутеж с медведем и реками шампанского. Добро вообще редко бывает привлекательным. Особенно в литературе. Тут что ни добряк, так обязательно вызывающий отвращение с первых минут, или правдоискатель, обозлённый на мир, или закомплексованный герой-любовник, или, ещё хуже, бездействующий овощ. Но Пьер не такой. В нём, в одном таком Пьере, Толстой отразил все искания, все мыслепреступления(по Оруэллу) передовой интеллигенции 1805-1813 годов, когда самые, казалось бы, образованные люди вставали на отнюдь не порядочный путь. Метания их и приводили туда, куда, быть может, если бы они просто читали книги и ходили по балам, их бы никогда не занесло. Но нет! Пьер полон жизненных сил и оттого стремлений. Не определившись, кем он хочет быть, он задумал стать для России всем. «Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то победителем Наполеона»,- говорит Толстой о стремлениях молодого Пьера. Но, не найдя ещё истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, тратит свои недюжинные силы на разгул в компании Долохова и Курагина. А сил у этого молодого человека хватило бы, что действительно совершить революцию не только у себя в душе, но и наяву. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение , жаждет личного совершенствования. Ему хочется, к тому же, исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"
Так, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Было бы глупо не сравнить Пьера с Онегиным, Печориным, Чацким. А сколько ещё было таких “ненужных своему времени” юношей с большим сердцем и душевными драмами, знать нам, увы, не привелось, но ,можно предположить, -достаточно. Тут, как говорится, и напрашивает вопрос о том, был ли вообще в русской литературе хоть один нормальный, среднестатистический, по сегодняшним меркам, обыватель, именно простой обыватель, без забот и хлопот. Вопрос риторический. Можно сказать, что не было. И хотя у всех вышеперечисленных героев был свой особый метод восприятия действительности, и свой план по её изменению, все они были несчастны в одном - в ненужности времени. Ты слишком рано родился, чтобы исследовать космос, но слишком поздно, чтобы исследовать землю. К тому же, возрождение России - дело рискованное, без жертв и потерь обойтись точно не может. И не каждый готов был за него взяться, и не готов по сей день. А Пьер Безухов решился. Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонского ордена, который представляется ему теперь лживым, порочным и лицемерным.
Но, как гласит какая-нибудь русская мудрость(народная, безусловно) от любой беды есть своё лекарство. Для Пьера Безухова лекарством стала любовь. Любовь к Наташе Ростовой. Сначала безусловная как инстинкт или рефлекс(что кому больше по душе), потом уже нескрываемая и мучающая, трепетная и настоящая. Любовь, показавшая нам другого Пьера, но опять же мечущегося, не знающего, что ему выбрать. Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем. Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". Углубившись в свои душевные переживания, Пьер забывает об общественных делах, но ненадолго. Впервые увидев мужиков-ополченцев, Пьер понял, какая великая сила и крепость духа исходит от них, тогда же он впервые осознал, что патриотизм -это ясная, твёрдая, непоколебимая решимость защищать свою родную землю. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову :"В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Пьер Безухов, а вместе с ним и другие люди, желают противостоять этому, образовывая секретное политическое общество “честных людей”. Жизнь же самого Пьера наполнилась теперь личным счастьем. Он преданно и верно любит Наташу и своих детей, заботится о них и, наконец, ощущает себя человеком, живущим полной счастливой жизнью, обретает душевную гармонию. Основное убеждение, вынесенное Пьером из долгих жизненных исканий: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
[4:20]