Святой Христофор Псеглавец долгое время почитался православной церковью, и лишь на московском соборе в 1667 году он был запрещен. Но старообрядческая церковь до сих пор почитает этого святого, и икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова. Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками.
О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя во искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Сохранились также и скульптурные изображения святого, одно из которых хранится в соборе Парижской Богоматери.
Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось
Эразмом Роттердамским в «
Похвале глупости». День поминовения Христофора был понижен
Ватиканом до уровня местночтимых праздников в
1969 г. из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он все ещё остается святым католической церкви).
Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека.
Первое, на чём спотыкаются современные
агиографы - это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела, или даже ещё более странно - была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и
метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и
гиперболу как факт.
А рассматриваемая персона, как гласит легенда, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (совр.
Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец. Различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами - обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.
Наконец, утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом. Христофор не мог быть казнен на 4-м году правления императора
Декия, так как тот правил только два года. Возможно, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем -
Максимина Дазы, тогда смерть святого приходится на
308 г. Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря - более позднее измышление.
К сожалению, ничего из этих фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя - просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» - частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus - это просто «отверженный, дурной», так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же могилы святого Христофора не показывают нигде.
Было предположено, что Святой Христофор - это тот же человек, что и
коптский Святой Мена (Reprobras), чья могила IV в. известна. Но никаких других достоверных деталей и прямых связей между ними нет.
В православии Христофор часто изображается
псоглавым. При этом
синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со
святым Георгием поражает змия. В
русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины
XVI века.
Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-
кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:
от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в
Фессалии)
от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
описание ужасной внешности - «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
ещё один вариант: сравнение с символом
верности -
собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с
опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
Весьма правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса.
Подобные попытки доказать преемственность привычного язычества и нового христианства были, по всей видимости, весьма распространены. Но, надо полагать, большинство из подобных икон было уничтожено в период иконоборчества. Возможно, подобные иконы с шокирующими современного христианина изображениями помогали христианским проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи.
Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «
псоглавцев» - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением
Синода от
1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой.
Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.
Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в
Успенском монастыре города
Свияжска, существует фреска в
Макарьевском монастыре, а также в
Ярославле в
Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в
Череповце (художественный музей), в
Ростове, а также в
Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (
Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в
Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе
Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
ФИЛИППО МАЦЦОЛА "Святой Христофор"