Об одном упущенном нюансе мессиалогии иудеев эпохи Второго Храма и первохристиан.

Sep 17, 2018 12:48



Эта грань мессиалогии присутствует в апокалиптике иудеев, которая в сущности своей была по духу "эзотерической" и, нередко, "гностической". Речь идет об отождествлении ожидаемого Мессии с одним из древних ветхозаветных персонажей (чаще всего - с Адамом, Сифом, Мелхиседеком, Энохом, Илией). Начало этому, видимо, положено в книги Махалии (4:5-6; в масор. 3:23-24), но там идея не развернута, и апокалиптики по своему истолковали текст пророка.

В эзотерико-апокалиптической лит-ре уже гностицизма (II в. н.э.) этот же принцип четко присутствует. Так, в Евангелии Египтян Иисус является "воплощением великого Сифа" (NHC III.64:1-3; IV.75.15-17). В Патерике есть пример того, как египетский монах считал Мелхиседека Сыном Божьим. Но эта (или схожая) идея отражена и в канонических евангельских текстах. Не то, чтобы Иисус одобрительно относился к этому учению, но оно как фон присутствует в представлениях Его современников. "Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков" (Мф 16:13-14). Идея "возвращения" усопших пророков присутствовала в сознании иудеев со времен Малахии, но как понимать это возвращение? Есть три версии этого понимания: а) Как прямое физическое воскресение мертвеца (а в случае с Илией - сошествие с неба); б) Как "перевоплощение" некой духовной реальности личности в нового человека; в) Как преемство служения, т.е. "Дух, почивший на пророке древнем - почиет и на сем человеке" (ср. 4Цар 2:9). В каком смысле понимали идею "возвращения пророка" иудеи, первохристиане и последующие секты эзотериков-гностиков?

Очевидно, что в ряде случае современники Иисуса понимали возвращение пророка как прямое физическое воскресение мертвеца. Так, по кр. мере, было относительно Иоанна Крестителя (см. Мк 6:14).

Сам Иисус придерживается, очевидно, третьей версии понимания: "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе" (Мф 17:10-13). Чтобы устранить двусмысленость, Лука о самом Крестителе добавляет, что он придет "в духе и силе Илии" (Лк 1:17 с прямой отсылкой на Мал 4:4-6 или 3:23-24 по масоре), а не в том смысле, что в него воплотится Илия.

А вот гностики, очевидно, поняли текст во втором смысле: как перевоплощение. Эта оккультная идея была заимствована некоторыми синкретическими иудейскими мыслителями, но никогда не была ни доминирующей, ни официальной в иудейской религии. Мы должны учитывать, что "гностицизм" не существует как самостоятельная религия, но всегда бродит как эзотерический "двойник" той, или иной религии. Так существуют оккультные версии иудаизма современного (каббалистика, отчасти - хасидизм), существовал и дохристианский иудейский гностицизм. Так же точно грибок-паразит дуалистической эзотерики пожирал и тело христианской религии и, увы, продолжает подтачивать неокрепшие умы и по сей день. Удивительно, но существует даже исламский гностицизм - не только в лице суфизма, но еще в более радикальной версии - исламского манихейства. Это тем удивительней, что исламский фатализм и монизм исключают вообще наличие в мире самостоятельных "сил зла", не подчиненных Аллаху. Одна из основных доктрин оккультизма и эзотеризма - это реинкарнация.

Итак, отвергая реинкарнационную версию, мы все же должны учитывать, что идея отождествления Мессии с ветхозаветными легендарными героями присутствует в раннехристианской традиции. В эллинистическом христианстве, очевидно, именно эта иудейская идея трансформировалась в основу "типологии" - методу прочтения Ветхого Завета, согласно которому ветхозаветные праведники являются "прообразами" (протипос/прототипос) Христа, а Он, в свою очередь, включает в Себя всю полноту их служения - т.е. Он вобрал в Себя все элементы ветхозаветной праведности и святости, которая была рассыпана между многими персонажами.
Previous post Next post
Up