Случайно набрела в ночи на «Знак четырёх» 1932 года рождения.
Классное кино. Прямо даже не ожидала.
По общему настрою, по духу, по эстетике - совершеннейший дедушка «Элементари». Только старик-то, пожалуй, покруче внука, даром что с годами так поистёрся и выцвел, что с трудом проступает на плёнке. Беру свои слова назад - оказывается, Холмс запросто может существовать и в не-игровой, не-сказочной, а сугубо реалистической среде, совершенно лишённой какого бы то ни было романтического привкуса.
Никакого музейного викторианства - бесцеремонные тридцатые, мафиозные шляпы, штаны шириной с Ирландское море, патефоны, подтяжки навыпуск и кургузые машинки с клаксонами. Никакого восточного колорита - всё до смешного буднично и по-будничному страшновато. Вместо благородного злодея - шайка заурядных мерзавцев, среди которых чёрная физиономия Тонги - единственное светлое пятно (бедняжка хоть и плюётся ядом, но делает это с лучезарнейшей дикарской улыбкой, несомненно, многое искупающей). Мэри Морстен - хозяйка цветочного салона, довольно разбитная, между прочим, девица, однако, хороша, хороша, чертовка - самой что ни на есть убойной и вульгарной разновидностью тамошней красоты. Конечно, при виде её Ватсон сразу теряет рассудок - тем более, что терять-то ему, не нарушая традиции, особо нечего… Но это не беда, зато он там такой бравый красавчик, что было бы даже обидно, если бы он вдобавок оказался ещё и не дураком….. К тому же, это один из немногих виденных мною Ватсонов, который не смотрит на Холмса снизу вверх с ученическим обожанием и не строит из себя преданную няньку при эксцентричном гении, а всю дорогу с ним пикируется и пытается язвить - то есть, ведёт себя, как всякий нормальный мужчина в присутствии другого, более умного. И именно потому, что он держится так естественно, он и выглядит вовсе не так глупо и кафешантанно, как вероятно, было изначально задумано.
Холмс в исполнении Артура Уонтнера тоже хорош - дивный, дивный Холмс. Не смотрите, что он на картинке такой благостный - в фильме он ехиден и зануден до невозможности, просто сердце радуется, на него глядя. И крут тоже до невозможности, куда там всяким Ли Миллерам с их донышками от стаканов… ЭТОТ, едва взглянув на записку, оставленную преступником, тут же, с хода, по почерку определяет, какого цвета у него костыль и на каком месте у него татуировка - вы, нынешние, ну-тка! И вообще, если учесть, что к моменту съёмок фильма его прототип всего три года как скончался (а по другим источникам и вовсе был жив, бодр и, возможно, консультировал исполнителя), то сомнений в достоверности образа практически не остаётся… А как он изумительно изображает пьяненького морячка, пристающего к трактирщице - прелесть, что такое; такого талантливого и смешного актёрства я ещё ни у одного из экранных Холмсов не видела. Понятно, отчего все лондонские горничные были без ума от этого водопроводчика - и кто бы устоял на их месте?
Сказочности в фильме, как уже было сказано, нет ни на грош, но она c успехом заменяется дивной, по-дойловски хрустальной наивностью. Татуированные циркачи и шпагоглотатели, погоня по Темзе на моторных лодках, «Ватсон, прекратите хоть на минуту флиртовать с клиенткой, вы мешаете мне работать!», трогательные попытки Ватсона помочь в расследовании, Холмс, тщетно пытающийся куда-нибудь отослать эту обезьяну с гранатой и наконец со вздохом позволяющий ей подержать фонарь над лестницей, инспектор, упорно именующий Холмса своим учеником и то и дело с размаху налетающий на его убийственную иронию в бархатных ножнах - милая, смешная, безвкусная заря нового столетия, утраченный рай, который при любой позднейшей попытке его воскресить обращается в унылую самопародию…. И на десерт финальный, роскошнейший кадр: Холмс всё ещё что-то бормочет на ухо бедной девушке о том, что-де постарается достать выброшенный преступниками жемчуг со дна Темзы - и вдруг видит, что бедной девушке на это глубоко начхать, что она уже висит на шее у бравого доктора и целуется с ним, повернувшись задом ко всей вселенной. «Неподражаемо, дорогой Ватсон!» - «Элементарно, дорогой Холмс!» Боже мой! Кто мне объяснит, как им удавалось делать это так, что это до сих пор смешно?
А что делать с новейшими «элементарными» опытами, прямо ума не приложу.
Может, посмотреть-таки дальше? Вдруг всё-таки стерпится - слюбится?