«Однажды в сказке» - действительно тлен и безысходность,
amarinn права.
Помещать сказочных героев в не-сказочную среду - эксперимент не только жестокий, но и бессмысленный. Они не могут здесь жить, у них другая природа. Сказочный герой - не человек, а дорожный знак, ему никак нельзя быть сложным и многоплановым, и он не может одновременно указывать и вперёд, и назад. Сказочных героев нельзя превращать в людей и наделять характерами, они не умеют с этой штукой обращаться и потому как личности выглядят довольно убого. И как только эпический персонаж вместо категорического «нет!» говорит: «Знаете, а ведь у всякой проблемы есть две стороны, и иногда лучше пойти на компромисс, чем обострять конфликт» - всё, прости-прощай эпический персонаж. Там, у себя, он отделял добро от зла, проводил границы и их же охранял, а здесь границы стёрты, и сам он не у дел, и смотреть на то, как он мается, и грустно, и неприятно.
Кстати, вот в «Реальной сказке» неожиданно хорошо показано, насколько губительно для сказочных героев такое перемещение. Как они мельчают, вырождаются и изнемогают внутри наросших поверх них характеров, точно внутри железных панцирей, и как отчаянно мечтают вернуть себе утраченную однозначность, а вместе с ней - суть и смысл. И мальчик, которому предстоит восстановить этот смысл через всё ту же однозначность. Сделать то, что должен, когда кругом все кричат: остановись, дурак, ты вовсе не должен! Подожди, подумай, у всего ведь есть другая сторона - и злой Кащей может оказаться добрым благотворителем, а заколдованным детям, похоже, и так хорошо, да и потом, свою-то сестрёнку ты уже спас, а у этих наверняка тоже есть браться, пусть они и спасают….. В сказке нет вот этого «а с другой стороны», она одномерна, она в простоте своей считает, что есть только «да» и «нет», а всё остальное - от лукавого.
***
Кстати, поняла, что мне больше всего не нравится в «Сказке странствий».
То, что герои по ходу дела прошли через столько разных земель и нигде по пути не встретили ни одного хорошего человека.
И опять получается история про мятущегося интеллигента посреди черноты и серости.
А больше всего понравилось - знаете, что?
Как виртуозно Аксюта, играющая главную роль, преображается из девочки-подростка во взрослую девушку.
Чуть подлиннее юбка, немного другая причёска и совершенно другое, взрослое, женское, усталое лицо. И мы верим в то, что «десять лет, десять зим, десять вёсен миновало» - невозможно не поверить, так убедительно она меняется. А ведь ещё в предыдущем эпизоде она была маленькой девочкой, и невозможно было усомниться в том, что это - маленькая девочка.
Настоящих травести мало, но те, что настоящие - те уж настоящие. Поразительное, фантастическое амплуа.