Ну, раз уж сегодня день такой драконий, я опять про «Стартрек»…
Удивительно, как присутствие на этом празднике жизни одного, по-видимому, всё-таки...хм.. не бесталанного актёра портит всю малину, и под цирковым шатром вдруг начинает проглядывать древний замшелый фундамент, выложенный мозаичной плиткой с несомненно-узнаваемым узором.
Многих зрителей, как я поняла, смущает игра Камбербэтча, в особенности - его мимика. Переигрывает, говорят они. Слишком хлопочет лицом.
Так-то так.... только, ребята - это не пустые хлопоты.
Эта странная, утрированная, неприятная мимика выглядит так потому, что она и вправду - нечеловеческая. И когда людские черты окончательно комкаются и расплываются, как в страшном сне, на свет является дракон.
В этой сказке его герой - Фафнир. Древнее чудовище, не ко времени разбуженное старым королём, который возомнил, что может его приручить или, на худой конец, подчинить.
Взгляд хитрой, странной и страшной рептилии - то неподвижный, то оценивающий, то ироничный, то устало-презрительный. Мы не знаем, выражает ли этот взгляд то, что думает и чувствует его обладатель. Мы вообще ничего о нём не знаем; всё, что нам известно - миф, слухи, старинные сказки, утратившие первоначальный смысл от долгих пересказов.
Движения, пластика, манера затаиваться перед молниеносным броском, человеческая слеза из змеиного глаза - злая, горькая, неприятно, почти осязаемо горячая...
Говорят, из драконьих слёз получались вечно кипящие озёра.
И драконий панцирь, об который долго и почти успешно пытается убиться капитан, когда со всей дури лупит сдавшегося в плен врага. Невидимая стальная чешуя, не обозначенная ни гримом, ни костюмом и от этого ещё более несомненная.
Чёрт, как он вообще всё это играет, а? Он ведь даже моргает, как ящерица. Не как человек.
И для окончательного завершения мифологемы - драконья кровь, воскрешающая мёртвых и дающая живым неуязвимость. Это уже просто классика.
Ну, а после этого, дорогие леди и джентльмены, всё становится на свои места. Странствующий рыцарь, который сперва громит всё в щепки, а потом спрашивает: "а что тут было?", его чуть более рассудительный друг с девизом «Не стой под стрелой», команда вассалов с совершенно непостижимой человеческому уму логикой (читайте, читайте Мэлори!), два короля - один хороший, другой узурпатор, дочь узурпатора, влюблённая в рыцаря... Мерлина нет, и потому никто не знает, что ему делать, а в королевстве такая неразбериха, что в соседнем-датском по сравнению с этим - покой и благоденствие.
Несомненно, вся беда этой сказки в том, что в ней нету Мерлина. Ну, и ещё сценарий неплохо бы приложить. Хоть какой-нибудь. А то без того и другого персонажам трудновато, да и зрителю как-то томно.
Но в целом - совершенно классический рыцарский роман. Не обязательно атруровского цикла. Герои каких-нибудь «Амелунгов» точно так же использовали голову в основном для ношения шлема, зато были хороши, как боги, дрались, как черти, были верны друг другу до гроба и освобождали всех страждущих, не успевших унести ноги... Право же, хочется расцеловать в обе щеки Юнга, придумавшего всю эту чехарду с коллективным бессознательным - раз уж с коллективным сознательным тут всё так безнадёжно.
Но какое это чудо, господа - когда дурацкая космическая сковородка, на которой всё происходит, на глазах расцветает нежным византийским золотом и берлинской лазурью; и вот уже рога трубят, заглушая взрывы, кони ярятся и фыркают, готовые вырваться в открытый космос, и кто-то там, похоже, уже кричит из нижнего отсека: «Господь за Гарри и Святой Георг!»
И вся эта метаморфоза - благодаря Дракону.
Как-то он умудряется временами придать этому цирку черты освящённого веками и почти осмысленного ристалища.
И боюсь, что актёр, играющий его - неплохой-таки актёр. Ничего такой актёр, в общем.
А за беседу душевное спасибо
tjorn,
cantadora_09 и
klavdiaivanovna. Без них мне бы и в голову не пришло.