«Благословение» еретиков

Nov 22, 2009 10:44

В прошлом году для Лесного журнала я написал текст « Разница между иудаизмом и христианством», перечислив в нём то основное, что, на мой взгляд, совершенно ясно свидетельствует о принципиальной разности двух явлений, об их безусловной противоположности.
Больше того, считаю, что это разница, если хотите, между ложью и правдой, между злом и добром. Настолько разница, граница эта очевидна и глубоко прочерчена, настолько она откровенна - даже до неправдоподобности.

Вчера увидел ещё одно свидетельство из первых рук, от иудея, который, ничтоже сумняшеся, рассказывает нам о том, о чём раньше лично я только слышал от христиан (от Кураева) и поэтому не спешил принимать за безусловную данность.

Все христиане знают, что им должно молиться за заблудших, за своих врагов.
Т.е. нам должно искренне желать им блага, желать их вразумления, исправления. Все мы росли и будем растить своих детей с этим правилом - с правилом желать всем окружающим людям блага. Мы знаем, что если тот, кто был нашим врагом, становится другим, т.е. изменяется к лучшему, наша обязанность простить его и принять как брата - по-другому и быть не может, и именно этого нам должно желать от этой жизни.

Оказывается, что в иудаизме тоже принято молиться за заблудших, за врагов - как и в христианстве.
Более того, молитва эта является также должной для иудеев. Она называется «благословение еретиков».

Какова же эта молитва: Ежедневно евреи произносят три раза в день молитву, называемую Шмона-эсре, т.е. восемнадцать благословений. Но на самом деле в этой молитве девятнадцать благословений. Девятнадцатое благословение, называемое «благословение еретиков (миним)» было составленно равом Шмуэлем Малым (хаКатан), по поручению рабана Гамлиеля 2го, который стал председателем Сангедрина примерно через десять лет после разрушения Храма.
Тогда умножились еретики среди евреев, которые досаждали евреям, и рабан Гамлиель, видя в этом первоочередную потребность добавил это благословление в обязательную молитву, после того как рав Шмуэль Малый составил ее по его поручению (Вавилонский Талмуд Брахот 28б).
Текст благословения еретиков претерпел сильные влияния христианской цензуры. Сегодня в молитвеннике европейских евреев (нусах ашкеназ) оно звучит так:
«И да не останется надежды доносчикам и все зло пусть незамедлительно сгинет и все враги Твои, да будут в скором времени истреблены и поскорее искорени злодеев и сокруши и низвергни и покори - в скором времени, в наши дни. Благословен ты Господь сокрушающий врагов и покоряющий злодеев». Слова «еретики» в нем уже нет.

В хасидском варианте молитвы (нусах сфарад) это благословение звучит так:
«И да не будет надежды доносчикам; и все еретики пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего будут истреблены вскорости; и злодеев искорени, и сокруши, и низвергни и устыди и унизь и покори - в скором времени, в наши дни. Благословен Ты, Господь, сокрушающий недругов и покоряющий злодеев»

Вариант молитвы восточных евреев (нусах сфаради) схож:
«И да не останется надежды еретикам и доносчикам, и все злодеи пусть незамедлительно сгинут, и все ненавидящие Тебя да будут в скором времени истреблены, и поскорее искорени царство зла и сокруши и устыди и низвергни и покори - в скором времени, в наши дни. Благословен ты Господь сокрушающий врагов и покоряющий злодеев».

Однако во многих сохранившихся молитвенниках благословение еретиков говорит о «перешедших в другую веру» (мешумадим). Так например в «Махзоре Витри», составленном учеником Раши, равом Симха бен рав Шмуэль (11-12 в н.э.) из города Витри говориться:
«И да не будет надежды перешедшим в другую веру и все еретики пусть незамедлительно сгинут и все враги народа Твоего, Израиля, да будут в скором времени истреблены и поскорее искорени царство злонамеренности и сокруши и низвергни и повергни врагов наших - в скором времени, в наши дни. Благословен ты Господь сокрушающий врагов и покоряющий злодеев». Примерно такой же текст в молитвеннике рава Амрама гаона, и в молитвеннике рава Саадьи гаона, живших в 9м веке н.э. на территории современного Ирака. Этот текст благословения еретиков близок к тексту принятому и сегодня у йеменских евреев и таков, по-видимому, был оригинальный текст.

Обратите внимание, что так же откровенно говорится и о том, кто же эти еретики: Кто же эти еретики?
Раши (Мегила 17б ) пишет:
«еретики - ученики Ешу Ноцри (Иисуса Назореянина)».
Во времена составления Талмуда от саддукеев и гностиков не осталось и следа, тем не менее, тогда существовало правило согласно которому:
"Если кантор ошибся в каком-то благословении, его не заменяют, но если он ошибся именно в благословении "Против еретиков", его заменяют - из опасения, что он сам еретик» (Брахот 29а).
Т.е. миним в благословлении еретиков это еретики современные написанию Талмуда. А такими тогда были только иудеохристиане. Некоторые подчеркивают что слово мин (еретик на иврите) является аббревиатурой слов Мааминей (верующие в) Иешу (Иисуса) Ноцри (назаретянина).

В кабале подчеркивается, что смысл благословения в просьбе искоренить зло из мира, и ударение делается на «царство зла».

Благословение еретиков двенадцатое по счету, и оно следует за благословением с просьбой о возвращении правосудия, как сказано в Исайя 1:26 «И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале; после этого будешь ты назван городом праведности, городом верным». А после суда над грешниками, исчезают еретики, как сказано в Исайе после обещания возвратить судей (Исайя 1:28) «и отступники и грешники сокрушены (будут) вместе, и оставившие Г-спода исчезнут». Благословение о возвращении правосудия говорит о царствовании только Бога в мире, после того как «и возвеличен будет один только Г-сподь в тот день. И идолов совершенно не станет» (Исайя 2:17-18). И потому в благословении еретиков говориться «и да не будет надежды доносчикам», поскольку в Притчах (10:28) говориться: «а надежда нечестивых погибнет». «И все еретики пусть немедленно сгинут», как сказано в Числа 16:21 «Я уничтожу их в миг». «И все враги народа Твоего будут истреблены», потому что сказано «все враги твои истреблены будут» (Миха 5:8) и потому что ненавидящие евреев, ненавидят Всевышнего (Сифри, Бемидбар 10, 31).

«Искорени царство зла и сокруши и устыди и низвергни и покори» - комментаторы подчеркивают, что речь идет именно о самом зле, а не только о злодеях. Порядок просьб - от тотального искоренения, через сокрушение существующего, к низвержению и унижению. Кабала поясняет, что первым трем ступеням зла (три оболочки нечистоты) нет пути исправления, кроме полного их уничтожения, но на четверной ступени зло не полное (клипат нога), и она иметься ввиду когда говориться о «покорении» зла.

Благословение еретиков направленно к Высшим проявлениям Бога. Разделение между Добром и Злом и уничтожение зла, приходят только с Высшим проявлением Бога. Так и о поражении первенцев в Египте говориться «А Я пройду в эту же ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми Богами Египетскими совершу расправу. Я Господь» (Исход 12:12). И Пасхальная Агада подчеркивает: «Я - а не ангел, Я - а не серафим, Я - а не посланец, Я - и никто другой». И потому и уничтожение вселенского зла (царство зла) произойдет в конце дней, как начало нового миропорядка.

Орфография и пунктуация - автора текста.

Источник.

Интересно, что это ведь действительно «благословение».
Только в противоположной системе координат, в параллельном нашему мире.
Previous post Next post
Up