21 сентября 1933 года создан Реактивный Научно-Исследовательский Институт, одно из первых в СССР и мире научных учреждений, разрабатывавших ракетную технику.
После пуска ракеты "09" С.П Королев вновь поставил перед Управлением вооружений РККА вопрос об использовании ракет в качестве оружия. М.Н. Тухачевский, который первым понял важность этой проблемы, теперь окончательно утвердился во мнении о необходимости скорейшего объединения двух родственных научно-производственных организаций - ГДЛ и ГИРД - в едином институте. Будучи эрудированным и талантливым военным руководителем, он хорошо понимал будущее значение ракетной техники для обороны страны.
В 1965 г. Я.М. Терентьев вспоминал, что поставленная тогда задача выражалась формулой: "ГИРД плюс ГДЛ, плюс производственная база, плюс время будет равно ракете (мощному снаряду) с радиусом действия 100-1000 километров. В то время фантазии на больший радиус действия у нас не хватало".
Вопрос об объединении двух ракетных организаций обсуждался давно. В мае 1932 г. М.Н. Тухачевский представил председателю Комиссии обороны СССР В.М. Молотову доклад "Об организации Реактивного института", где обосновал необходимость "скорейшего и полного разрешения реактивной проблемы в части ее практического приложения к военной технике". Далее он подчеркнул, что "Реактивный институт должен быть организован на основе последних достижений науки и техники по реактивному вопросу с использованием лучших кадров ГДЛ и ГИРД. Он должен быть укомплектован лучшими научными и инженерно-техническими силами, работающими в Союзе по вопросам реактивного действия". 25 февраля 1933 г. в Управлении военных изобретений РККА состоялось совещание с участием руководителей ГДЛ и ГИРД для обмена мнениями по вопросу объединения. И Б.С. Петропавловский ( ГДЛ ), и С.П. Королев ( ГИРД ) считали необходимым слияние обеих организаций в единый научно-исследовательский институт. Это позволило бы, по их мнению, значительно повысить уровень работ, создать надежные, высокоэффективные' двигатели и ракетные летательные аппараты. Итогом совещания явилась секретная записка, составленная Я.М. Терентьевым и с согласия М.Н. Тухачевского направленная в ЦК ВКП(б). В ней говорилось о теоретических и практических достижениях ленинградской Газодинамической лаборатории и московской Группы изучения реактивного движения, обосновывалась важность создания на их базе научно-исследовательского института. По свидетельству Я.М. Терентьева, через несколько дней М.Н. Тухачевский и заместитель наркома тяжелой промышленности И.П. Павлуновский были вызваны к И.В. Сталину . Решение об организации в Москве Реактивного научно-исследовательского института было принято и направлено в Совнарком СССР на исполнение. После этого М.Н. Тухачевский пригласил Королева к себе, чтобы выслушать его мнение относительно структуры института и его научной тематики. Его интересовало в том числе, нельзя ли предложить для размещения института уже готовое подходящее здание, так как строительство нового задержало бы начало работ на несколько лет. Вскоре соображения по структуре Реактивного института и его задачам М.Н. Тухачевский доложил председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову . После их одобрения была образована комиссия в составе секретаря МК ВКП(б) Н.С. Хрущева , Я.М. Терентьева и представителя ОГПУ , которой поручалось подобрать для института подходящее помещение из уже имеющихся. После длительных поисков комиссия остановила свой выбор на здании тракторной лаборатории Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения в Лихоборах .
21 сентября 1933 г. М.Н. Тухачевский подписал приказ № 0113 Революционного военного совета СССР о создании РНИИ в системе Народного комиссариата по военным и морским делам СССР.
Создан путём слияния Газодинамической лаборатории (ГДЛ; основана в 1921) и московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД; основан в 1932) - первых отечественных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций в области ракетной техники и реорганизован в состав Наркомата авиационной промышленности (18 февраля 1944).
За 10 лет существования института создано:
Экспериментальные баллистические ракеты и двигатели к ним.
1933 - завершено начатое ещё в 1929 году создание принципиально нового оружия - реактивного снаряда «Катюша»,
1939 - лётные испытания крылатой ракеты 212 с двигателем ОРМ-65
1940 - лётчик В. П. Федоров совершил полёт на РП-318, сконструированном в РНИИ
1942 - летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи совершает полет на первом ракетном самолёте БИ-1 с двигателем, сконструированным в РНИИ.
1943-1944 - ряд других экспериментальных баллистических и крылатых ракет и двигателей к ним.
1942-1944 - попытка создать собственный ракетный самолёт 302, закончилась неудачей (что и послужило основанием для ликвидации НИИ).
За огромный вклад в отечественную и мировую науку и технику в 1966 кратерной цепочке (длиной 540 км) на обратной стороне Луны присвоено наименование РНИИ.
Руководители:
Клеймёнов, Иван Терентьевич (1933-1937)
Слонимер, Борис Михайлович (1937-1940)
Костиков, Андрей Григорьевич (1940-1944)
В РНИИ в разное время работали:
Глушко, Валентин Петрович
Королёв, Сергей Павлович
Лангемак, Георгий Эрихович
Палло, Арвид Владимирович
Петров, Евгений Степанович
Победоносцев, Юрий Александрович
Попов, Роман Иванович
Тихонравов, Михаил Клавдиевич
Цандер, Фридрих Артурович
Штернфельд, Ари Абрамович