СТРАННАЯ ГЕНИАЛЬНАЯ ОПЕРА

Jun 06, 2020 09:45


на пушкинский сюжет

image Click to view



Всё, что уважаемый читатель прочтёт ниже - не более, чем субъективное мнение.
Однако, вперёд!

В истории русской музыки есть одна - очень известная и странная - опера Чайковского.
Эта опера называется «Евгений Онегин» по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина в стихах.

Так вот.
1) Что эта музыка гениальна - не вызывает (наверняка)
ни у кого ни малейшего сомнения.
(Кстати, на сегодня намечена трансляция этой оперы из Мариинского Театра.
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/6/26/2_1900 )
Об этой опере слагали оды сотни искусствоведов, везде она считается мировым музыкальным шедевром.

2) Что гениален роман Пушкина - думаю, сомневаться тоже не приходится.

Тем не менее, есть вполне основательное и устойчивое мнение, что Пётр Ильич Чайковский... уже написал что-то третье,
не имеющее почти никакого отношения к роману Пушкина.

Дело даже не только в том, что опера напрочь лишена того остроумно-ироничного тона пушкинского романа,
за который его так ценят благодарные читатели. Хотя, пожалуй, это самый существенный аргумент.
(Чего стоит, например, вот это:
«Как стих без мысли в песне модной
Дорога зимняя гладка»...

Или, например, вот это:

Глава I

Строфа LX

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

... и т. д.)

Дело ещё и в том, что она - напрочь лишена ВООБЩЕ ПУШКИНСКОГО ДУХА.

Эта опера - скорее - воспринимается как квинтэссенция РОМАНТИЧЕСКОГО русского духа
(а роман гораздо шире, чем просто романтическая история). Причём, духа, основанного на женском образе Татьяны.
То есть, концепция (да и фабула) оперы - больше напоминает, к примеру, «Вешние воды» Тургенева,
чем игривый роман Пушкина «Евгений Онегин».
Кстати, вот тебе, уважаемый читатель, загадка - по каким причинам в оперу не попал знаменитый «Сон Татьяны»?
Ведь это можно было бы сделать очень даже красиво, эффектно, театрально и зрелищно!
Так по каким причинам Чайковский отказался от него? Формат не тот?!

Образ Онегина у Пушкина - вполне ясный и осязаемый;
в этой опере же - почти что отсутствует. По сравнению с образом Татьяны - образ Онегина просто «несчастный чудак», к тому же, застреливший собственного друга на дуэли. И ВСЁ.

Вроде бы даже есть свидетельства, что Пётр Ильич действительно очень жалел, что либретто оперы не напишет сам Александр Сергеевич.
Но, к сожалению, Пушкин (как и Ленский) тоже погиб к тому времени на дуэли...

Для автора этой заметки - театральное воплощение романа Пушкина гораздо более
объективно, полно и убедительно представлено, например,
в исполнении Иннокентия Михайловича Смоктуновского, чем это сделал Пётр Ильич Чайковский.

Правда, это уже другой жанр и даже другой вид искусства.
И ЭТО ХОРОШО.


Олег Гуреев · Евгений Онегин

музыка, Чайковский, поэзия, Пушкин

Previous post Next post
Up